Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Знакомство с традициями русски...

Знакомство с традициями русских православных праздников как способ формирования духовно-нравственных начал младшего школьника (из опыта работы классного руководителя)


Баламошева С. В.
МБОУ СОШ №8
г. Ноябрьск

Понятия «нравственность» и «духовность» появились не сейчас В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова Нравственность определяется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.  Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [1].

Почему же сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодёжи в современной России как нельзя актуален (Слайд 3)

Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к тому, что материальные ценности явно начали преобладать над духовными,поэтому молодёжь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Понятия «честь», «совесть» становятся размытыми.

В сложившейся ситуации уже всем становится понятно, что нужен комплексный системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей. Такой программой является для учителей Федеральный государственный образовательный стандарт, который определил духовно-нравственное воспитание учащихся как первостепенную задачу современной системы образования в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

 Отрадно, что в школу возвращается высокая миссия воспитания. И было бы большим заблуждением не использовать при этом тысячелетний опыт Русской Православной Церкви, история которой кровно переплетена с историей России. При декларируемой отделенности Церкви от государства Церковь никогда не была отделена от человека.

Так в учебный план с 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введён культурологический курс «Основы религиозных культур и светской этики», главное направление, которого – развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях.

А что же делать до 4 класса?

Планом внеурочной деятельности духовно-нравственного направления с первого класса в нашей школе предусматриваются занятия в объединениях «Я – гражданин России», «Истоки», а также классные часы, проводимые учителями начальных классов в рамках деятельности классного руководителя с целью формирования у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению.

Хочу поделиться  опытом проведения таких классных часов (я  называю их) часы Общения  или уроки Веры. Вначале  на родительском собрании во 2 классе обсудили тематику, решили, что с основами православной культуры детей лучше начать знакомить через народные праздники.

Обратились за советом к диакону Храма Архангела Михаила отцу Виталию.  Он нас поддержал, выразил своё согласие помочь нам.  Хочу подчеркнуть, что в организации и проведении мероприятий родители принимали непосредственное участие.  Первая встреча отца Виталия с детьми прошла в школе после зимних каникул. Действительно это был час Общения. Дети узнали, что все праздники важны и значимы для Православной Церкви. Но есть среди них особо любимые и почитаемые народом, навечно вошедшие в его душу и память.

Рождество Христово – один из самых светлых православных праздников, который всегда отмечался с особым благоговением, красивыми обрядами и традициями. 

В Рождественские праздники люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел. В Святки всегда принято было творить добро: помогать больным и сиротам, делать подарки старикам, ведь Рождество – это праздник ожидания чуда, время надежд, какой бы период своей жизни в это время ни переживал человек.

На этом же занятии  мы получили приглашение на проведение второй встречи непосредственно в Храме. Мы, конечно, с удовольствием согласились. И вот наступил главный христианский праздник, «праздников Праздник и Торжество из торжеств», Праздник Воскресения Христова – Святая Пасха.

Пасхальные праздники длятся неделю, называемую Светлой седмицей.
В один из дней этой недели мы и побывали с экскурсией в Храме Архистратига Михаила.

Хочется, сказать большое спасибо отцу Виталию за очень интересную и познавательную беседу. Мы узнали об устройстве Храма, иконах, обычае ставить свечи, незабываемое впечатление осталось от колокольни. Детям представилась возможность самим позвонить во все колокола(Слайд 13)
Есть давнишняя примета: кто Пасху проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.

В этом году мы, надеюсь, продолжим сотрудничество, предварительная договорённость есть. Дети подросли, поэтому и тематика встреч будет уже иной, но не менее интересной. Что дадут эти встречи и беседы? Время покажет. Но я верю, что для моих детей понятия добро истина красота долг честь совесть будут не просто словами, а станут теми ориентирами, которые будут сопровождать их по жизни. Моя задача, как учителя, помочь им в этом.

Литература.

1. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». 4-е издание. Москва. 2008. – 423 с., 183 с.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт