к.ф.н., учитель
Вопрос об ответственности людей за нарушение экологического равновесия и увеличение экологических проблем, становится вопросом выживания человечества. Одной из основных целей экологического образования и воспитания в школе должно стать формирование механизма познания, предполагающего формирование особого отношения к окружающей среде. И этим механизмом может стать эмпатическое познание.
В последние два десятилетия ХХ века феномен эмпатии, традиционно понимаемый как способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир стал объектом внимания учёных и философов.
Проблемы современного мира порой подталкивают нас к тому, чтобы вернуться к неким историческим истокам, переосмыслить те или иные вещи на уровне уже свершившихся исторических событий.
В новых Федеральных стандартах [8] отмечается, что в рамках ценностного и эмоционального компонентов у обучающихся должна быть сформирована эмпатия «как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия». А также подчеркивается, что коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников со взрослыми и сверстниками ведёт к усложнению эмоциональных оценок за счёт появления интеллектуальных эмоций (заинтересованность, сосредоточенность, раздумье) и в результате способствует формированию эмпатического отношения друг к другу.
В творчестве каждого философа есть страницы и неких заблуждений, и неких пророчеств. Говоря сегодня о философии Ивана Ильина, стоит акцентировать внимание на те удивительные мысли, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни. Что касается размышлений философа (на которые любят пенять сегодня люди, старающиеся очернить его) о фашизме, национал-социализме, Гитлере и Муссолини, то, во-первых, надо помнить о том, что Иван Ильин, как философ, старался рассмотреть эти движения и исторические фигуры с разных точек зрения, отметив и негативные, и позитивные черты вышеуказанных явлений; во-вторых, написаны эти статьи были в то время, когда данные движения ещё не «заклинило» на собственной самости, когда те ужасы, которые принесла война всему человечеству, ещё не обнажали своей истинной сути; в-третьих, объектом критики Ильина были не Россия и не русский народ, а большевизм, который откровенно уничтожал интеллигенцию и способствовал выдворению из страны множества замечательных людей.