Ключевая фигура изменений образования в рамках перехода на Федеральные государственные стандарты — педагог. В статье рассматривается видение изменения сознания педагогов через проектный подход: включение педагогов в реальные проекты школы, в живую естественную совместную деятельность учителей, администраторов, обучающихся.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» ст. 10 п. 4 отмечается, что общее образование включает в себя три уровня образования: начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Однако, и в организационном плане, и в плане педагогического отношения «к детям» все эти уровни в школах сегодня идентичны: старшая школа мало чем отличается от подростковой и даже начальной школы (единый стандарт содержания обучения, формы, образовательное учреждение, классно-урочная система и т.д.), отсутствуют «мостики», связывающие один возраст детей с другим. Школа напоминает фабрику по выпуску партий 11-классников.
С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения РФ реализуют Федеральные государственные образовательные стандарты. Все школы России начали работать на формирование универсальных учебных действий, работать не только на предметный, но ещё и на личностный, и метапредметный результат: кто-то в рамках урочной системы, а кто-то занялся поиском новых образовательных практик.