Иван Семенович Шемановский (игумен о. Иринарх) – известный русский церковный деятель, историк, переводчик, основатель первого музея на Обдорской земле. 28 января 1873 года в потомственной дворянской семье Шемановских родился мальчик нареченный Иваном. Родился он в городе Бела Соколовского уезда Седлецкой губернии. Так как мальчик в раннем детстве осиротел, обучался он в Императорском Гатчинском Николаевском сиротском институте ведомства Императрицы Марии. Согласно тогдашним правилам, «в число установленного в Институте комплекта принимаются круглые сироты, сыновья бедных офицеров военной и чиновников гражданской службы». Курс Гатчинского Института И.С. Шемановский окончил 19-ти лет. Позже (в 1882) стал учеником 5 класса Новгородской духовной семинарии. После ее окончания 5 октября 1897 года Антонием, епископом Чебоксарским был пострижен в монашество и наречен именем Иринарх.В возрасте 24 Иринарх назван членом Обдорской миссии по собственному прошению. На следующий день епископ Чебоксарский возвел его в чин иеродиакона, а 17 октября – в чин иеромонаха.
«У всех ли истинно-христианская жизнь начинается таким болезненным переломом, как изображено в борьбе со грехом? И неужели, кто не испытал такого перелома, еще не начинал жить по-христиански?» Нет, не у всех. Те, кои сохранили благодать крещения во всей чистоте, не испытывают такого перелома. Но и для них должен быть ведом момент, когда они сознательно начинают христианскую жизнь» [1, с. 182-183]. Я глубоко убеждена, что нужно стараться жить христианской жизнью, не дожидаясь переломов. И к этой мысли я пришла, к сожалению после определённых жизненных потрясений.
Имя Иринарх, данное архиепископом Антонием Волынским Шемановскому при принятии монашества, в переводе с древнегреческого означает «Властелин мира». Имя, обязывающее носителя ко многому, Иван Семенович пронес по жизни, на мой взгляд, более чем достойно. Заслуг перед потомками у монаха – бессеребреника так много, что одно их перечисление может занять достаточно много места, но более подробно в этой работе мне хочется остановиться на том вкладе, который Иван Семенович Шемановский внес в развитие просветительской деятельности на Обдорском Севере. Сам Иван Семенович так говорил об этом: «И если уж чем может Обдорск гордиться, то, конечно, своей культурностью, созданной под Полярным кругом. Видимым же знаком этой культурности прежде всего являются библиотека и музей, которые должны способствовать развитию края». Написать лучше и проникновеннее, чем это сделал Иван Семенович, пожалуй трудно. Созданные Шемановским в начале XX века библиотека и музей, несмотря на все сложности, выжили и все это благодаря трудам и заботам их сотрудников. Они вошли в состав трудового коллектива Ямало – Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса, который гордо носит имя своего основателя, продолжают просвещать и приобщать к многовековым культурно – историческим ценностям все большее число жителей и гостей Ямала. Именно это и является самым лучшим памятником бескорыстному православному миссионеру – просветителю игумену Иринарху.
В статье раскрываются вопросы содержания, специфики и сущностных аспектов русской духовной музыки.
Актуальность данной тематики определена проблемами современного общества, необходимостью духовного наполнения личности, его культурной и этнической идентификации.
В аспекте ретроспективного анализа проблема исследования рассматривается начиная с истоков зарождения русской музыкальной духовной традиции (со времен Древней Руси) и до современности, затрагивая вопросы соотношения музыкального и духовного, эстетико-художественного и утилитарно-канонического, взаимовлияния традиций и новаций, архаики и современности.
Наступившее тысячелетие требует поиска новых форм и методов работы в деле возрождения духовности и умения жить по её нравственным законам. Сейчас, когда в обществе происходит безудержное нарастание агрессии - духовно-нравственное воспитание особенно важно и необходимо. Нравственность, человечность людей – главный показатель степени их духовности. Люди, приобретающие высокие человеческие начала, говоря библейским языком, преображаются духом. А преображённый человек не будет убивать, и разрушать – он будет созидать, любить и творить добро. Поэтому так важно сегодня «сохранить духовное наследие и созидать на этом фундаменте культуры и веры только чистое, светлое и истинно духовное»
Мультипликация как вид искусства понятен, доступен и любим многими, если не всеми людьми. А среди детей навряд ли найдётся хоть один ребёнок, который откажется смотреть мультики. Но оказывается их можно не только смотреть для развлечения, по ним можно и должно учиться, постигая школьную программу, но ещё их можно делать самим, организовав свою собственную студию. Но для этого тоже оказывается нужно учиться. И такие уже возникают и существуют , где собираются дети и под руководством и с помощью взрослых делают свои замечательные мультики.
В представленной работе рассматривается проблема восстановления традиционных для России связей между религией и культурой. Представляется, что эта задача от которой во многом зависит будущее нашего народа. Большое значение поэтому приобретает воспитание и обучение подрастающего поколения в образовательных учреждениях дополнительного образования на примерах лучших образцов древнерусской литературы, музыки, живописи и архитектуры.
Пастырское напутствие, сделанное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом жителям Ямала 15 сентября в Богоявленском храме города Новый Уренгой, можно с полной уверенностью признать духовным уставом для всех миссионеров, работающих с коренными жителями тайги и тундры. Это обращение Святейшего Патриарха особенно важно в наше время, когда национальные поселки Ямала и стойбища коренных жителей наводняют сектанты и проповедники различных новомодных конфессий.
В данной статье анализируются вопросы творчества выдающего русского композитора, дирижера, музыкального деятеля Сергея Васильевича Рахманинова с позиции отечественной духовной музыкальной традиции. Заявленная проблема рассматривается с позиции диалога европейских и русских традиций, соотношения исполнительского и художественного в русской фортепианной классике, взаимовлияния духовных традиций и, собственно, русской культуры, национального менталитета, свойств русской души и характера русского народа.
Содержание работы направлено на раскрытие фортепианного стиля композитора: колокольность, звонность, сам образ фортепиано, его «басы жизни», характеристика интонационных интерпретаций.
Статья «Духовный потенциал русской оперы (на примере музыки Н.А. Римского – Корсакова)» посвящена проблемам духовного воспитания подрастающего поколения средствами искусства. Музыка рассматривается как одно из ведущих средств воздействия на процесс становления нравственных качеств обучающихся.
Особо акцентируется огромный воспитательный потенциал русской оперной музыки. На примере оперного творчества великого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова рассматриваются духовные традиции этого жанра в отечественной музыкальной культуре.