В общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новороссийской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов – вот основные цели и задачи образования в Российской Федерации.
Современный мир – мир научно-технического прогресса, социальных изменений, мир разнообразия взаимоотношений между людьми. Все это заставляет говорить о повышенных требований и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Решающую роль в этом процессе играет общество. Формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них выплескивается.
Рэп – музыкальное направление; один из культурообразующих элементов молодежной субкультуры – хип-хоп, зародившейся в ХХ веке в США. Возникновение данного направления связано с социокультурными изменениями в этнических группах преимущественно в среде выходцев стран Африки и Латинской Америки.
Современные родители, которых мы встречаем в школе, из поколения «потерянных» в девяностые годы безвременья и отрицания. Они и сами нуждаются в воспитании. И потому задача школы и учителя не только в том, чтобы учить и воспитывать детей, но и воспитывать родителей. Учить нужно не только физике и языку, но и духовности отношений, построению семьи, взаимоотношениям в ней.
Как сохранить семью? Этот вопрос встает сегодня перед людьми разных возрастов и разных вероисповеданий. Институт семьи сегодня все чаще подвергается сомнению, осмеянию и даже уничтожению. Почему так происходит?
В России семья всегда была одной из жизненно важных ценностей, а для каждого человека семья – самая близкая и значимая среда, и именно она является основой в судьбе каждого из нас.
В настоящее время институт семьи переживает кризис, а проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Об объективных причинах, подорвавших традиционные устои семейной жизни надо говорить для того, чтобы лучше понять, что же с нами произошло, почему мы разрушаем основу формирования личности, почему не дорожим тем, что является источником и потенциалом психического здоровья и творческого дерзновения будущих поколений.
Современный мир. Сложный и многогранный. Мир, в котором необходимо уметь жить, справляясь с трудностями бытия. Знания человека о мире разнообразны. Одни знания дают человеку представления о природе, другие об обществе и общественных отношениях. И точные науки и гуманитарные направлены на достижение определенной цели - передачу информации человеку об окружающей действительности. Образовательные учреждения являются неотъемлемым звеном в реализации государственной политики, направленной на формирование гражданственности, духовности, нравственности, патриотизма подрастающего поколения. Вызовы современности, процессы, происходящие в политической жизни мира, требуют особого подхода к процессу воспитания подрастающего поколения, формированию осознания молодежью своей идентичности, как граждан своей Отчизны.
«Духовно - нравственное воспитание» - это и есть одно из средств, которые помогают нам пройти этот Путь, формируют нравственные чувства, нравственный облик, нравственную позицию, нравственное поведение.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети ждут, чтобы взрослые помогли им найти путь, который определит им жизнь. Первостепенная функция библиотеки – сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Не случайно академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что, если, не дай Бог, из-за войны или какого-нибудь страшного катаклизма погибнут музеи, театры, университеты, но каким-то образом уцелеют библиотеки, культура может быть восстановлена.
В вопросах воспитания много вопросов, ответить на которые трудно. В то же время, не ответив на них, невозможно воспитывать вовсе.
Как нужно воспитывать детей? Что нужно воспитывать в первую очередь? Казалось бы, на них есть очевидные ответы. Воспитывать нужно своим примером, и начинать воспитывать как можно раньше. Нужно развивать в них доброе начало, учить приносить пользу, быть вежливыми, послушными.… Продолжать список добродетелей можно, практически, бесконечно.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г.№761: «Национальная Стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы гарантирует обеспечение воспитания, как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности».
В Стратегии также раскрываются понятия системы духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самими собой, своей семьей и своим Отечеством. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности…». Из постановления правительства РФ от 29 мая 2015 г.№996-р.
За две тысячи лет человечество в своем развитии прошло огромный путь от дикости и варварства к информационному обществу, к современным технологиям. Процессы урбанизации и глобализации стремительно ворвались в нашу жизнь, мы изменились, и изменился и наш духовный мир, и не всегда со знаком плюс. На смену любви пришла пропаганда «безопасного секса», доброта стала противопоставляться злобе и жестокости; дети подают на родителей в суд, дочь выгоняет старуху мать из дома и т.п. Мы констатируем, что в обществе деформировалась система духовного воспроизводства, особенно заметна она в подрастающем поколении, где недостаток нравственного воспитания привёл к нравственному разложению части молодёжи. Естественно, определяющую роль в воспитании нравственного начала ребёнка играет семья, но не менее важным является и работа педагога.