В наше время взаимодействию казачества и Русской Православной Церкви уделяется особое внимание. Христианская вера оказала огромное воздействие на формирование и развитие казачества в Российской Федерации. XIV-XV вв. являются периодом становления казачества как отдельного сословия, а православие сыграло в этом положительную роль. Основу российского казачества составляли казачья вольница, государево служение и православная вера.
Тысячелетняя история нашего отечества неразрывно связана с православием, и примерно половина этого периода также неразрывно связана с казачеством. После октябрьской революции 1917 года начался долгий период безбожества, большинство верующих людей было подвергнуто гонениям и уничтожению, либо вынужденной эмиграции. В последующем перед людьми были обозначены иные идеалы в соответствии с новой идеологией, лишенной религиозной основы и традиционного уклада жизни российского человека. Последующие семьдесят лет наше государство пыталось построить новый мир. Выросло несколько поколений, лишённых духовной связи с предками. Людей вероломно лишили Бога, традиций, культуры и обычаев, навязав им взамен идеологию всеобщего коммунизма и социализма. После распада Советского союза, наших соотечественников лишили и этой, новой идеологии. Затем последовал период духовной пустоты и поиска новых смыслов жизни. В период девяностых годов прошлого столетия и середины десятилетия нового века человек искал смысл своего бытия.
Тема духовно-нравственного воспитания очень актуальна в современном мире. На формирование личности должны оказывать влияние на только семья, но и окружающее нас общество. Школа – это социальный институт, через который проходят большинство людей, поэтому именно она должна принимать огромное участие в формировании духовно-нравственного воспитания человека.
Воспитание гражданина своей страны – это основная из задач современной школы. В МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова реализация этого направления происходит через формирование интереса к истории своего народа. Казачество – это одно из приоритетных направлений школы. Стремление к изучению его традиций и культуре положительно воздействуют на духовный мир и физическое состояние подрастающего поколения. Опыт реализации компонента, связанного с историей казачества, постоянно накапливается и обогащается.
Воспитательный процесс в кадетской школе считается эффективным за счет поддержания образцового внутреннего порядка, за счет сочетания требовательности и уважения личного достоинства, как сотрудников, так и обучающихся.