Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль дополнительного обр...

Роль дополнительного образования в профессиональной ориентации школьников


Мосунова Галина Витальевна
начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы
Департамент образования Администрации Тазовского района
г. п. Тазовский

Роль дополнительного образования в профессиональной ориентации школьников

Аннотация

В статье представлен опыт работы системы образования Тазовского района по  научно-техническому творчеству. Особое внимание  уделено тому, какое влияние оказывают занятия в детских объединениях научно-технической направленности  на   сознательный  профессиональный выбор обучающихся. Разработка  инновационных проектов обучающимися,  презентации проектов на  окружных, всероссийских конкурсах, встречи с учеными и инженерами вызывают интерес  обучающихся с  профессиям  научно-технической сферы. Значительная часть обучающихся, прошедших обучение по программам  научно-технической направленности в системе дополнительного образования, связывают свою жизнь со специальностями технической сферы. Таким образом, система образования Тазовского района решает одну из важных задач, поставленную перед дополнительным образованием, -  самоопределиться  воспитанникам профессионально и личностно.  Статья будет полезна педагогам дополнительного образования детей, методистам, руководителям образовательных учреждений.

 

 

«Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентноспособным обществом в мире ХХ1 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства»

(НОИ «Наша новая школа»)

 

В современных условиях научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей системы образования Тазовского района.

Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет школьникам, а в последующем и  будущим специалистам, повысить профессиональную и социальную активность, что, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно-технической сферы производства. Воспитание нового отношения к профессии на Ямале необходимо в связи с освоением Арктики, модернизацией ТЭКа, развитием экономики, образования, культуры, традиционных отраслей хозяйствования. От энергии, настойчивости, трудолюбия молодых людей будет зависеть будущее Ямала и России!

Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к профессии. Цель обучения школьников основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся в активной исследовательской, рационализаторской и изобретательской деятельности.

В системе дополнительного образования Тазовского  района работает 16 детских объединений научно-технической направленности, в которых занимаются  322  обучающихся.

Детские объединения «Техническое моделирование и конструирование» (педагог дополнительного образования Кунин С.А., МБОУ ДОД «Тазовский районный Дом детского творчества»);  «Художественная обработка дерева», «Авиамодельный» (педагог дополнительного образования Ставский В.Р., МБОУ ДОД «Тазовский районный Дом детского творчества»); «Юный техник» (педагог дополнительного образования Горохов А.В., МБОУ ДОД «Газ-Салинский детско-юношеский центр»);  «Мастер» (педагог дополнительного образования Ваганов С.А., МКОУ Газ-Салинская  средняя общеобразовательная школа); «Столярок» (педагог дополнительного образования Ефимкин В.П., МКОУ Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования); «Компьютерные технологии» (педагог дополнительного образования Постнов А.Г., МКОУ Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования); «Юный программист» (педагог дополнительного образования Хаметов В.В., МКОУ Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образования)  пользуются особой популярностью  обучающихся.

Следует отметить, что  детские объединения технического творчества в системе образования Тазовского района работают давно. Детские объединения научно-технической направленности начали формироваться и активно развиваться с 2006 года.

Об изобретениях юных тазовских исследователей за последние годы узнали в Москве и Санкт-Петербурге, Сочи и Екатеринбурге, Ярославле и Тюмени.

Инициатором экспериментальной изобретательской работы обучающихся в Тазовском районе является педагог дополнительного образования детей МБОУ ДОД  «Тазовский районный Дом детского творчества», обладатель Гранта  Губернатора  ЯНАО  Сергей Анатольевич Кунин.

Педагог, работая по авторской программе «Техническое моделирование и конструирование», которая стала в 2010 году победительницей окружного тура X Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей,  дает возможность всем желающим  принять участие в инновационных разработках и  научно-исследовательской работе, выполнить научно-исследовательский проект, выступить на районном, окружном или всероссийском конкурсе научных инновационных проектов.

С.А.Кунин считает, что одним из факторов, способствующих развитию интереса обучающихся к  технической сфере, является формирование их осознанного профессионального выбора при организации занятий научно-технической направленности.

За 10 лет обучения  по этой программе 24 воспитанника поступили в технические вузы, 8 - в техникумы и колледжи технической направленности, 11 воспитанников поступили на обучение в технические училища.

Автор проекта «Промышленная ветростанция циклонного типа в северном исполнении» Максим Азаров сейчас является студентом Белгородского Государственного Университета.

Алексей Дурасов, автор проекта «Модернизированный плавающий гидроэлектрокомплекс», получивший диплом 1 степени в интеллектуальных состязаниях инженерно-технической направленности VIII Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия» в г. Cанкт-Петербург, набрал дополнительные баллы и поступил на бюджетное обучение в Санкт-Петербургский технический университет вычислительной техники, механики и оптики. Сейчас он студент  факультета оптиковолоконных систем.

Олег Токарик - призер нескольких окружных научно-технических конкурсов (2009-2010 гг.), один из лучших  студентов Новоуренгойского нефтегазового техникума.

Марина Савицкая -  победительница XI Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Наука. Образование. Профессия». Она  была рекомендована к поступлению в Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.  Сейчас она студентка 1 курса этого университета.

Александр Степанов - призер  XI Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Наука. Образование. Профессия», является студентом  1 курса Санкт-Петербургского технического университета.

Леонид Майданник - призер  XI Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Наука. Образование. Профессия»,  получает высшее профессиональное образование в Московском энергетическом университете.

Асхат Сатыров,  удостоенный   диплома I степени и знака отличия VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» за проект «Морской волновой насос» был вместе с родителями   на церемонии  награждения победителей  Всероссийского конкурса  «Энергия детства» (г. Москва). Асхат  планирует также связать свою будущую профессию с  техническим  творчеством.

Реализация  образовательных программ дополнительного образования научно-технической направленности позволяет вовлекать обучающихся в практическую деятельность, связанную с применением  ранее полученных знаний и вновь приобретенных, оказывает им помощь в выборе будущей  сферы профессиональной деятельности.

Мы строим планы на будущее в развитии научно-технического творчества: развиваем интерес и мотивацию дошкольников, учащихся к научно-техническому творчеству через разработку и  реализацию новых программ, УМК по развитию научно-технического творчества; работаем над повышением уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих поддержку детского и молодежного творчества; планируем создать  сообщество педагогов, работающих с одаренными детьми; пополняем и укрепляем материально-техническую базу для дальнейшего развития детских объединений научно-технической направленности.

 

 



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт