Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » В помощь учителю-воспитателю (...

В помощь учителю-воспитателю (Аддиктивное поведение) часть 2


Смагин С.Ф.

Важной особенностью аддиктивного поведения является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому, с сохранением при этом основных аддиктивных механизмов, переход от одной формы аддиктивного поведения к другим может быть малозаметным и восприниматься как «выздоровление»: например, прекращение алкоголизации и замена ее «работоголизмом», со свойственными ему сложными проблемами, которые до настоящего времени полностью выпадали из поля зрения психиатрии в нашей стране. Непонимание сущности аддиктивной проблемы представляет значительно большую опасность и может приводить к серьезным отрицательным последствиям для человека и общества. Примером подобного подхода, отмечает Ц.П. Короленко и др., явились антиалкогольные постановления, принятые в СССР в 1985 г. В их основу были положены простые формулы: причина роста алкоголизма в стране наличие алкоголя, его изготовление и продажа; решение алкогольной проблемы заключается в запрете, как можно более скором исключении алкоголя из сферы производства и продажи; после исчезновения алкоголя исчезнут многие социальные проблемы, наступит полное оздоровление общества. В этом контексте совершенно не учитывался вторичный характер алкогольной проблемы, лежащие в ее основе аддиктивные механизмы и социально-психологические факторы, способствующие их возникновению в популяции. Еще в 1985 г. Короленко Ц. П., Донских Т. А. обратили внимание на бесперспективность попыток решить проблему алкоголизма посредством введения «сухого» или «полусухого» закона, ссылаясь в частности, на отрицательный опыт ряда стран, в том числе США (1920—1932), России и СССР (1914—1925), Польши (1981—1983) и др. В дальнейшем, на основе анализа результатов реализации противоалкогольных постановлений, было показано, что нарастание отрицательных последствий (рост самогоноварения, токсико - и наркомании, организованной преступности, экономическая дестабилизация) включает как изменение характера алкогольной аддикции, так и ее замену более злокачественными формами аддиктивного поведения.

Проводимые, например, исследования аддиктивного поведения с 1988 г.  Энкориджским университетом США, позволили установить значение ряда факторов, усиливающих риск развития отдельных форм аддиктивного поведения: климато-метеорологические условия, сезонность, организационные влияния, способствующие развитию аддиктивных подходов в коллективах, роль фактора созависимости. Был проведен анализ, показавший наличие общих механизмов и специфики формирования аддикции в различных культурах .

 

Заключение

Остановимся в заключение на основных этапах развития аддиктивного поведения. К ним относятся: «точка кристаллизации», становление аддиктивного ритма, формирование аддикции как интегральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения.

«Точка кристаллизации» появляется в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при определенном действии. Возникает понимание, что существует способ, вид активности, с помощью которого можно сравнительно легко изменить свое психическое состояние.

Аддиктивный ритм выражается в установлении определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Этот ритм коррелирует вначале с жизненными затруднениями и определяется порогом их переносимости. Имеет место внутренняя борьба, осцилляция между естественным и аддиктивным стилями жизни.

Постепенно аддиктивный стиль вытесняет естественный и становится интеральной частью личности, методом выбора при встрече с реальными требованиями жизни. В этом периоде в ситуациях повышенного контроля, особой ответственности какая-то форма аддиктивного поведения может временно не проявляться. Однако этот блок остается в психике и всегда возможно легкое возвращение на рельсы аддиктивного ритма. Как, например, отмечает один из "заядлых" игроков: "Я много раз бросал, "лечился" (проходил курс психотерапии. прим. авт.), однажды не играл почти три года, но однажды шли с друзьями, выпили, по дороге попался игральный зал - и завертелось!"

Здесь мы видим и пример "компенсации" алкоголем, в попытке уйти от игровой аддикции и возврат к "укоренившейся" форме аддиктивного поведенияреализации.

 Действительно, следует учитывать и вероятность перехода аддикта на новую форму  аддикции. В литературе часто пользуются термином «сухой алкоголик» по отношению к алкогольным аддиктам, прекратившим употребление алкоголя, но сохранившим аддиктивную структуру личности, что выражается, прежде всего, в характере межличностных отношений, отсутствии эмоционального контакта, сопереживания, тенденции к демагогическим, резонерским (резонерство само по себе является формой аддиктивного поведения) рассуждениям, нравоучениям лозунгового содержания. Увлечение отдельными формами деятельности может носить объективно полезный характер, однако всегда выступает отсутствие тонких дифференцировок, страх перед обычными человеческими отношениями.

На этапе полного доминирования аддиктивного поведения последнее полностью определяет стиль жизни, отношения с окружающими. Оно функционирует как самообеспечивающаяся система, человек погружается в аддикцию, отчуждается от общества. Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне, одиночество становится центральной проблемой. Преобладает подавленность, сниженное настроение, апатия.   Приведенная динамика имеет свою специфику при разных формах аддиктивного поведения. Например, как отмечает один наблюдательный владелец игрового бизнеса – "…."запавшему", "втянутому" игроку уже не достаточно выигрывать, получить выигрыш (для получения удовлетворения прим. авт.), ему нужно проиграть! Выигрыш его уже "не греет", "не торкает" (не приносит экстатических переживаний прим.авт.)". Это действительно так, этот феномен красноречиво свидетельствует о разрушительной силе аддикции, о ее процессуальности, о извращенной природе действенности. Действительно, игроки, желающие легким способом обогатиться, идущие с "электрошокером" к автомату, желая его повредить и получить выигрыш, как правило "закоренелыми" не становятся, опробовав те, или иные приемы "незаконного" получения выигрыша они, как правило, скоро разочаровываются и оставляют этот род деятельности. "Настоящих" игроков в этой форме деструктивной деятельности привлекает именно процессуальность, щекочущая нервы проигрышность, становится для них более действенным возбудителем, чем выигрыш.

Также стоит отметить и роль аддикции, аддиктивного поведения в развитии и последующей манифестации уже более серьезных, патологических отклонений в психике. Безусловно, как отмечалось выше, в преморбиде подобных случаев непременно обнаруживается продуктивное звено, предрасположенности и т.п. Но, такого рода условия, как известно, проявляют себя не обязательно, для развития, манифестации, обнаружения в клинической симтоматике для них нужен некий "спусковой крючок", провоцирующий факторявление, которым и становится аддиктивное поведение, аддиктивные реализации. Следует также еще раз подчеркнуть, что не всегда к таким интоксикологическим  заболеваниям как алкоголизм и наркомании, например,  приводят аддиктивные причиныфакторы. Но при "особом упорстве", нерезультативности при проведении психокоррекции в подобных случаях всегда следует обратить внимании на возможные аддиктивные причины в возникновении отклонений.

Также видится важным учитывать в психологической практике роль аддикции, аддиктивного поведения при проведении диагностических мероприятий и психокоррекций. Представляется интересным и социодинамический подход в психиатрии, разрабатываемый Ц.П. Короленко и его коллегами. Возможная его применимость и в психологической практике. 

 Литература

1. Селье Г. Стресс жизни. Минск, «Харвест», 1999г.

2. Селье Г. Стресс без болезней. Спб.: «Лейла», 1994 г.

3. Василюк.Е. Психология переживания. — М. „ 1984

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.:, «Питер», 2000г

5. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М Изд-во АН СССР, 1959

6. Акопов А.Ю. Безумие здоровых в больном обществе. «Невский    врачебный вестник», №5, 2000г.

7. Акопов А.Ю. Игра в жизнь. СПб.: «Политехника», 1999г.

8. Короленко Ц. П., Тимофеева А. С. Корни алкоголизма —Новосибирск. книжн. изд., 1986.

9. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Не упрощая ситуацию.—Сибирские огни, 1988, № 12,

10. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Деструк­тивные формы поведения в современном мире.—Новосибирск: Наука, 1990.

11. Chernin К. The hungry self. Women, eating, identity.—Harper Row, 1986.

12. Friedan В. The feminine mystique. — New York: Dell, 1974.

13. Korolenko С. P. The peculiarities of alcoholism in the north. — Circum-polar health 87, Umea Sweden, 1987

14. Korolenko С. P. Alkohol problems in conditions of the north. — Cir-cumpolar health 87, Umea. Sweden, 1987

15. Korolenko С. P., Bochkareva N. L. Donskih T. A. Addictive behavior in conditions of the north.—8th International Congress on Circumpolar health. — Yukon, Whitehorse, 1990.

16. Segal В., Korolenko С. The study of addictive behavior in Alaska and Siberia. A review of a cooperative relationship and implications for re­search in circumpolar nation. — 8th International Congress on Circumpolar health. Yukon, Whithehorse, 1999

17. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987

18. Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение, СПб.: МИПУ, 2000

19. Смагин С. Ф. Полиморфный накопленный стресс, СПб.: МИПУ, 2001

20. Смагин С. Ф. Морфология критической ситуации, СПб.: АМСУ, 2002

21. Смагин С. Ф. Социально-психологические аспекты критической ситуации, СпБ.: АМСУ, 2002

22. Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова. − Т.: "Медицина", 1985

23. Freud S., Collected papers, London, 1953

24. Юнг К.Г.  Критика психоанализа, СПб., ГААП, 2000

25. Психология человеческой агрессивности/ составитель Сельченок К.В.−Мн.: Харвест, 1999

26. Психология социальных ситуаций/ составитель Гришина Н.В. —СПб.: Питер, 2001

27. Психические состояния/ составитель Куликов Л.В. − СПб.: Питер, 2000

28. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология, М.: Медицина, 1990

29. Лужников Е.А. Клиническая токсикология, М.: Медицина, 1994

30. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология, Д.: Сталкер, 1998

31. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, Н. Новгород: НГМА, 2000

32. Бодров В.А. Информационный стресс, М.: ПЕР СЭ, 2000

33. Зимбадо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние, СПб: Питер, 2000

34. Морозов Г.В., Шумский Н.Г. Введение в клиническую психиатрию, Н. Новгород: НГМА, 1998

35. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.

36. Ярмыш А. Н., Соболев В. А., Сердюк А. А. Политико-правовая и методологическая основа профилактики аддиктивного поведения в Украине и Харьковском регионе // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — С. 272–292.

37. Короленко Ц.П. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4, с.17-29.

38. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – 39. Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15.

39. Линский И. В., Кузьминов В. Н. Аналгетики и проблема аддиктивного поведения // Ліки України. — 2004. — № 9

Уважаемые читатели! Если Вы хотите продолжить интересующую Вас тему или откликнуться на данную статью, присылайте ваши письма на адрес редакции или по электронному адресу       

E-mail  sanni_e@msm.com


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт