Краткая аннотация
В статье представлен опыт работы педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Синеглазка» по использованию здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время одной из наиболее важных задач и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Под ним подразумевается комплекс медико-гигиенических и социально-психологических характеристик жизни людей: их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизический комфорт жизни. И проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
Здоровье же, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Здоровьетворящее образование – это инструмент достижения высокого качества жизни. Основным результатом здоровьетворящего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Однако, как отметил губернатор ЯНАО Д.Н.Кобылкин, «наши приоритеты должны быть ориентированы не только на увеличение численности населения, но и на сохранение жизни и здоровья каждого ямальца. Это не только задача работников здравоохранения, это задача всего общества». Поэтому 2013 год на Ямале объявлен Годом народосбережения (ежегодный доклад губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа) [38].
Ямало-Ненецкий автономный округ является территорией Крайнего Севера с присущими ему экстремальными климатическими условиями для проживания. Недостаток солнечной активности, кислородное голодание, резкие колебания температуры и атмосферного давления, дефицит витаминов и многих жизненно необходимых микроэлементов неизбежно приводит к нарушению функционирования организма и развитию хронических заболеваний.
Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются наиболее социально незащищенной группой населения, находящейся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. И поэтому, условия проживания ребенка на территории Крайнего Севера со всеми вытекающими негативными последствиями на здоровье ребенка и его развитие, требуют подробного освещения и необходимость рассмотрения ряда природно-климатических факторов, которые оказывают непосредственное влияние на рост и развитие растущего детского организма.
В силу экстремальных природно-климатических факторов, условия жизни на Севере неравноценны по комфортности с условиями жизни других регионов страны и дети, особенно дошкольного возраста, болеют в 2,5 раза чаще. Под влиянием неблагоприятных климатоэкологических факторов, происходит отставание на 2-5 лет возрастного развития иммунной системы. У каждого пятого ребенка отмечается недостаток массы тела. Наиболее чувствительны к факторам среды дети, и прежде всего младших возрастных групп. У детей Севера все чаще встречаются хронические формы сердечнососудистых заболеваний, болезней органов дыхания, пищеварения, за счет увеличения частоты хронических форм патологии в округе увеличилось количество детей-инвалидов. Медицинская статистика об итогах медицинского осмотра детей за 2010, 2011 годы свидетельствует об увеличении количества детей с заболеваниями слуха, зрения, нарушением обмена веществ, болезнями нервной системы, сколиозом, плоскостопием и другими заболеваниями. Отметим также, что обеспокоенность ученых вызывает то, что девять из десяти обследованных детей-северян имеют выраженный дефицит йода, а каждый шестой школьник уже имеет эндокринную патологию, зачастую сочетающуюся с нарушением умственного и физического развития. По мнению медиков, дети мало двигаются, что в дальнейшем приводит к серьезному нарушению здоровья, обмена веществ и физического развития подрастающего поколения.
Таким образом, негативное влияние природно-климатических и социальных условий проживания детей в районах Крайнего Севера является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие ребенка. Следовательно, «северные» дети нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных оздоровительных мероприятия. Одним из успешных и эффективных средств, обусловленных природно-климатическими факторами, на наш взгляд, является применение здоровьесберегающих технологий.
Целеполагающим в стратегии работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Синеглазка» муниципального образования город Ноябрьск является структурирование воспитательно-образовательного процесса на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми в рамках единого комплексного оздоровительно–развивающего пространства. Дошкольное образовательное учреждение постоянно осваивает комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его воспитания и развития, которые в настоящее время приобрели общее название - «здоровьесберегающие технологии».
Из технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем дошкольном образовательном учреждении используются:
1) Остеопатическая гимнастика, которая проводится после сна в постелях каждый день в старшей и подготовительной группе. Ее отличает «техническая» простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта. Ее проводит воспитатель. Одним из видов, используемых в МАДОУ комплексов гимнастик «пробуждения», стала остеопатическая гимнастика, корригирующая ортопедические и психомоторные нарушения у детей. Прежде чем приступить к выполнению упражнений, необходимо приготовить валик из махрового полотенца размером 45 х 110 см, скатанного в трубочку. Валик для детей должен быть сшит с учетом длины шеи. Кстати, в нашем ДОУ валики используются не только для гимнастики, но и во время сна детей.
Небольшой экскурс:
Остеопатия – восстановление структуры через нормализацию макро- и микродвижений.
Данный гимнастический комплекс разработан специалистами Академии развития ребенка под руководством профессора В.Л. Адрианова (основателя российской школы остеопатии).
Гимнастика «пробуждения» заключается в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекающих весь организм ребёнка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. За счёт движений конечностями и дыхательных упражнений, по закону гидравлической системы, эти движения передаются на оболочки и кости черепа и нормализуют первичное респираторное дыхание нервной ткани, восстанавливаются ассоциативные связи головного мозга. Это нормализует все проявления в психомоторной схеме и интеллектуальные возможности. Срабатывает связка: «движение – способность к обучению - движение».
Цель остеопатической гимнастики - восстановление баланса между всеми системами организма, активизация его защитных сил, повышение уровня адаптации и сопротивляемости человека к любым нежелательным воздействиям и, в конечном счёте, повышение качества жизни.
Длительность остеопатической гимнастики может быть от нескольких минут (минимально 7-15 минут) до нескольких десятков минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.
2) Фитбол-гимнастика (тренировка), проводится один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, начиная со средней группы. Фитбол проводится на специальных мячах. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как массажер, ориентир, амортизатор, тренажер, предмет отягощения или препятствия. Ответственный за него - инструктор по физической культуре. Оздоровительное воздействие фитбол-гимнастики на организм ребенка состоит в следующем: укрепление мышц брюшного пресса, мышц спины и таза, мышц рук и плечевого пояса, мышц ног и свода стопы, формирование осанки, профилактика плоскостопия, увеличение гибкости и подвижности суставов, развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата, профилактика мышечной недостаточности, функциональных нарушений многих органов и систем. Опыт работы в данной оздоровительной технологии позволяет нам сделать вывод, что обучение детей фитбол-гимнастике с соблюдением основных требований к проведению и последовательности этапов приводит к следующим результатам:
- происходит укрепление опорно-двигательного аппарата;
- совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
- развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость;
- улучшаются процессы саморегуляции и самоконтроля.
3) Ритмику проводит музыкальный руководитель по программе И. Бурениной один раз в неделю во второй половине дня в музыкальном зале, начиная со средней группы.
4) Игровой час (бодрящая гимнастика) используется воспитателями в работе с детьми первой и второй младшей группы ежедневно после сна. Это комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений.
5) Динамические паузы применяются воспитателями в ходе непосредственно образовательной деятельности 2 – 5 мин. по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы. Комплексы физкультминуток включают дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.
6) Подвижные и спортивные игры используются как часть непосредственно образовательной деятельности области «Физическая культура», на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно во всех возрастных группах. Игры проводятся инструктором по физической культуре и воспитателем и подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр.
7)Пальчиковая гимнастика. Она используется в работе с детьми с младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно, систематически используется в работе с детьми с речевыми проблемами, и проводится воспитателем в любой удобный промежуток времени.
8) Кинезотерапия – это комплексное применение различных движений для оздоровления детей. Это комплексное занятие проводится воспитателем один раз в неделю, всей группой начиная, со средней, во второй половине дня.
9) Гимнастика для глаз. Она проворится воспитателем ежедневно по 2 - 5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.
10) Дыхательная гимнастика проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста. Широко используется проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.
11) Тренажерный путь – это закаливающие мероприятия после сна. Дети выполняют упражнения на всем пути от кровати до умывальника. Работа проводится ежедневно после сна всей группой, начиная с младшего возраста.
К технологиям обучения здоровому образу мы относим:
3) Утреннюю гимнастику (проводится ежедневно воспитателями в музыкальном и физкультурном залах, в группе). Комплексы используются во всех возрастных группах и подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
4) Спортивные игры. Их обучение осуществляет инструктор по физической культуре один раз в неделю в физкультурном зале, начиная со старшего дошкольного возраста.
5) Беседы о здоровом образе жизни проводятся воспитателями один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целая непосредственно образовательная деятельность области «Познание», начиная со второй младшей группы.
6) Точечный массаж проводит медсестра и воспитатели по специальной методике сеансами или в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Он показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность.
7) Веселые старты – это подвижные игры, игры эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме. Очень любимы детям. Проводятся инструктором по физической культуре один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы.
8) ОПФ (общая физическая подготовка) – это упражнения сверх программы: упражнения на кольцах, канате, силовые гимнастические упражнения. Также проводятся один раз в неделю в физкультурном зале, в подгруппе спортивно одаренных детей старшего дошкольного возраста.
9) Физкультурные досуги и праздники – это эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие. Проводится инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и воспитателями один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста. 10) СМИ (ситуативные малые игры) – ролевая подражательная имитационная игра. Проводится воспитателями два раза в месяц в группе, в музыкальном и спортивном залах в младшем дошкольном возрасте.
Применяются также еще коррекционные технологии:
1) Арт-терапия – это оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО). Сеансы проводятся воспитателем по изобразительной деятельности по 10-13 человек в группе в музыкальном зале, в старшем дошкольном возрасте.
2) Технология музыкального воздействия. Сеансы проводится музыкальным руководителем по 10-13 человек в группе во второй половине дня в музыкальном зале, в старшем дошкольном возрасте. Используется спокойная классическая музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов…), звуки природы.
3) Сказкотерапия – с использованием мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется, как единый двигательный комплекс. Проводится воспитателем группы два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста.
4) Психогимнастика применяется педагогом-психолог один раз в месяц, по 10-12 человек в группе в музыкальном и физкультурном залах, начиная со средней группы.
5) Артикуляционная гимнастика. Ее цель – фонематическая грамотная речь без движений. Проводят воспитатели групп два раза в неделю в первой и второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.
6) Библиотерапия - представляет собой технологию лечения книгой, формирования поведенческой реакции. Сеансы проводятся воспитателями по 6-8 человек в группе, по 10-12 занятий в музыкальном зале, в группе, начиная с младшего дошкольного возраста.
7) Массаж с помощью сухого обтирания проводится воспитателями ежедневно после сна в группе или спальне в постелях, начиная со средней группы.
В заключении хочется отметить, что целенаправленная реализация здоровьесберегающих технологий позволило коллективу МАДОУ «Синеглазка» добиться снижения заболеваемости (таблица 1), обеспечило индивидуальный подход к каждому ребенку, а также совместными усилиями успешно преодолевать имеющиеся нарушения, осложненные влиянием природно-климатических факторов района Крайнего Севера, сформировало у педагогов положительные мотивации на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Таблица 1
Показатели заболеваемости и посещаемости воспитанников
МАДОУ «Синеглазка»
№ п/п |
Показатели |
2009 - 2010 |
2010 - 2011 |
2011 - 2012 |
3.1. |
Число дней, пропущенных по болезни (всего), в т.ч. |
5682 / 11% |
4740 / 8,7% |
2398 / 7,2% |
Пропущено в среднем дней по болезни 1 ребенком до 3-х лет |
27,6 |
20,7 |
14,3 |
|
Пропущено в среднем дней, по болезни 1 ребенком от 3 до 7 лет |
12,8 |
13,3 |
12,7 |
|
3.2. |
Количество случаев заболеваемости, в т.ч. |
681 |
495 |
309 |
Заболевания органов дыхания: |
582 |
402 / 81,2% |
208 / 67,3% |
|
- ОРВИ |
336 |
245 / 49,5% |
134 / 43,4% |
|
- ангина |
12 |
16 / 3,2% |
8 / 2,6% |
|
- бронхит |
30 |
18 / 3,6% |
10 / 3,2% |
|
- грипп |
29 |
2 / 0,4% |
--- |
|
- прочие соматические |
175 |
121 / 24,4% |
56 / 18,1% |
|
Болезни глаз |
18 |
11 / 2,2% |
5 / 1,6% |
|
Болезни уха |
11 |
19 / 3,8% |
4 / 1,3% |
|
Прочие |
9 |
7 / 1,4% |
8 / 2,6% |
|
3.3. |
Данные углубленного медосмотра: |
|
|
|
- нарушение зрения |
24 / 8,7% |
17 / 5,8% |
10 / 4,6% |
|
- нарушение осанки |
74 / 27% |
81 / 28% |
52 / 24% |
|
- плоскостопие |
62 / 23% |
72 / 25% |
69 / 32% |
|
- ЧБД |
21 / 7,6% |
23 / 7,9% |
10 / 4,6% |
|
3.4. |
Количество детей, состоящих на диспансерном учете: |
10 / 3,6% |
14 / 4,8% |
3 / 1,3% |
- заболевание сердечно-сосудистой системы |
2 |
2 |
1 |
|
- заболевания почек |
3 |
5 |
|
|
- заболевания крови |
2 |
1 |
|
|
- заболевания органов зрения |
|
1 |
|
|
- заболевания дыхательной системы |
3 |
2 |
|
|
3.5. |
Количество детей по группам здоровья: |
|
|
|
- 1 группа |
2 / 0,7% |
3 / 1% |
3 / 1,3% |
|
- 2 группа |
260 / 94,5% |
274 / 94,2% |
219 / 97,3% |
|
- 3 группа |
13 / 4,7% |
13 / 4,5% |
2 / 0,9% |
|
- 4 группа |
--- |
1 / 0,3% |
1 / 0,4% |
Список литературы
остеопатическая гимнастика
|
тренажерный путь
|
фитбол гимнастика
|