Аннотация.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста их успеваемости ,работает над созданием условий для обеспечения положительной динамики самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности посредством построения индивидуальных образовательных маршрутов. ИОМ выступает как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития, стимулирования творческой инициативы, достижения своих вершин в период школьного обучения. Изменения происходят не только в ученике, и от учителя требуется больше гибкости по отношению к учащемуся, мобильности, динамичности, увеличивается потребность к саморазвитию.
Алгоритм внедрения технологии индивидуального образовательного маршрута в начальной школе
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста их успеваемости. Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний, который должен быть представлен не только в виде теоретических знаний, но и с применением их на практике, в жизни. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться. Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь познавать новое. От этого зависит, потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк. По словам Ш.А. Амонашвили: «Учитель должен воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, должен создать такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нём властелином». [1]
Современные психологи выделяют причины учебных затруднений:
Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребёнка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка. Моя педагогическая поддержка нашла своё отражение в реализации технологии внедрения индивидуальных образовательных маршрутов. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми компетенциями, повысить уровень учебной мотивации.[3]. ИОМ выступает как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития, стимулирования творческой инициативы, достижения своих вершин в период школьного обучения. Изменения происходят не только в ученике, и от учителя требуется больше гибкости по отношению к учащемуся, мобильности, динамичности, увеличивается потребность к саморазвитию [4].
Перспективы, открывающиеся перед учащимися:
-уменьшается ежедневная нагрузка в разрезе домашних заданий;
-даётся возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
-формируется умение применять знания в нестандартных ситуациях, самостоятельно делать правильный выбор;
-формируется правильная самооценка.
Перспективы, открывающиеся перед родителем:
-принимает активное участие в образовательном процессе;
-даёт возможность определить границу между знаниями и незнаниями своего ребёнка (карта движения по предмету);
-повышается уровень контроля над учебными достижениями своего ребёнка.
Перспективы, открывающиеся перед педагогом:
-освобождается время для других форм уроков;
-осваиваются новые формы уроков: презентации, мастерские, консультации;
- появляется возможность оказать индивидуальную помощь учащимся.
I.Перед запуском индивидуально-образовательного маршрута для родителей проводится консультация по направлениям:
Инструкция для родителей, дети которых начали работать с индивидуальным образовательным маршрутом:
Рекомендации педагогам, внедряющим ИОМ:
II. Учебный год начинаем со стартовой работы. Я не исправляю ошибки и не выставляю оценки в детских работах, а фиксирую их у себя.
Предлагаю ученикам проверить и оценить свои работы по представленному образцу.
В процессе такой работы у учащихся формируются УДД:
-ошибки, найденные самим учеником лучше запоминаются, группируются по характеру орфограмм и типов, он объективно сможет сам себя оценить.
III. Для коррекционной работы учащимся предлагается набор заданий (упражнений) по темам отраженных в диагностической работе , задания повышенной сложности, задания творческого характера.
IV. Совместно с учениками составляется карта движения.
V.После запуска ИОМ я контролирую работу у учащихся: уточняю ход работы, проблемы, возникающие при выполнении, как выполняют (с чего начали).
VI. Организовываю консультации по запросу учащихся (по группам и индивидуально), провожу консультации родителей, если у них возникают вопросы.
VII. Провожу диагностические работы , работу над ошибками.
VIII.За несколько дней до окончания маршрута выдаётся оценочный лист, в котором учащиеся оценивают на «шкале успеха» свою работу, формулируют умения и навыки, обозначают трудности, возникшие при работе.
Задания индивидуального образовательного маршрута должны отражать программный материал и задания повышенной сложности. При выполнении ИОМ ученик может выполнять не все задания, предложенные учителем, а лишь только те, где он испытывает затруднения. В решении которых не сомневается - учащийся может пропустить.
IX. Обязательно необходима демонстрация их работ и предметное обсуждение (уроки-презентации), именно такое обсуждение, задаёт для многих детей положительную мотивацию к самостоятельной работе.
Содержанием контроля и оценки со стороны учащегося должны стать, с одной стороны, качество овладения минимальным предметным содержанием, предусмотренным учебной программой: что я знаю и умею? Как это проверить? Какие задания выбрать для отработки навыка? Нужна ли мне помощь (консультация)? Могу ли я уже предъявить свои результаты на оценку? С другой стороны, содержанием оценки и контроля становится личный выбор школьника и качество выполнения самостоятельной работы: на каком материале я могу опробовать свои новые возможности? Что я могу считать своим личным достижением?
X. Подведение итогов проводится на уроках новых форм: урок- консультация, урок-презентация, урок-мастерская [2]. Для того чтобы видеть, как ребёнок усваивает новую тему, как использует полученные знания на практике, веду учёт в карте движения по направлениям - знаниевым и личностным, учащиеся отмечают свои успехи и возникающие проблемы в оценочном листе.
Переход учащихся с одного уровня на другой – максимально приближение учащихся к «мастерским» (быть консультантом, работать с заданиями повышенной сложности)- одна из важных целей индивидуального образовательного маршрута.
Реализация технологии дает положительные результаты, о чем свидетельствует личностный рост каждого учащегося, индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания, увеличение числа учащихся, принимающих участие в исследовательской и творческой деятельности. По результатам анкетирования, комплексной диагностики, неформальные показатели – сочинения, творческие работы, участие в конкурсах, турнирах ,олимпиадах учащихся показывают существенное продвижение в уровне развития.
От человека требуются владение умениями ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания. Востребованы такие качества личности, как универсальность мышления, динамизм, мобильность. Качественное образование, ориентированное на компетенцию человека, позволяет целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечить учение на разных уровнях и с использованием различных способов, опираться на способности и склонности учащихся, удовлетворить образовательные потребности учеников и дать им возможность выбрать свою траекторию развития и более глубоко изучить учебный материал по избранному направлению [5].
Я считаю, что внедрение в практику технологии индивидуальных образовательных маршрутов эффективно сказывается на учебном процессе и развитии личности учащегося. Чтобы ученики были людьми думающими, развивали свой нравственный потенциал, могли осуществить обдуманный выбор дальнейшего жизненного и образовательного маршрута. Поэтому образовательные программы направлены на формирование личности образованной, нравственной, активно-творческой, инициативной, ответственной, ориентированной на понимание и уважение самой себя и другого человека, способной самостоятельно добывать и применять знания, умеющей жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях, готовой к дальнейшему образованию [5].
Литература:
1. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-120.
2. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. – 2008
3. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1.
4. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. - 2007. - №12.
5. КнязеваТ. Н.Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. — СПб.: Речь, 2007