Войтюлевич Л.А.,
преподаватель ГБОУ ЯНАО «Муравленковский
многопрофильный колледж»,
г. Муравленко
Одним из компонентов инновационных технологий обучения является ассоциативный метод. Ассоциация (от латинского аssociation – «соединение») – связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями). Термин введен ещё в 1698 году Дж. Локком. Данный метод помогает эффективно освоить новые слова и выражения через поиск связей между словами во фразах и словосочетаниях. Именно поэтому при обучении русскому языку и литературе я опираюсь на ассоциативный ряд, возникающий при описании какого-либо языкового явления [6]. Чтобы создать условия для благоприятного внедрения в практику работы данного метода необходимо вести совместную работу по усилению познавательной активности и познавательного интереса у студентов и преподавателей. При работе с ассоциациями следует уделить особое внимание системности подачи изучаемого материала. Одним из важнейших условий применения метода является эмоциональность преподавателя: мимика, жесты, выразительность речи.
Использование ассоциативного метода в обучении позволяет освоить учебную программу студентам, у которых существуют проблемы с запоминанием материала.
Уже на этапе апробации этого метода я поняла, что ассоциативный образ обязательно должен быть связан каким-то общим признаком. Это может быть связь по цвету (цветоассоциации), форме, действию, материалу, назначению. Очень важно помнить,что для успешного применения ассоциативного метода необходимо, чтобы студент сам выбирал цвет, образ, иначе ассоциативная цепочка может не сформироваться или быть недостаточно устойчивой.
Применение ассоциативного метода в обучении дает возможность достигнуть поставленной в начале занятия цели, направленной на запоминание студентами материала. Данный метод позволяет использовать игровые технологии, делающие процесс обучения более увлекательным. Например, включить в процесс обучения неожиданный предмет. Я использовала яблоко, игрушку. Ассоциативный метод позволяет структурировать процесс запоминания, развивает уровень концентрации и переключаемости внимания.
Сложность в обучении студентов ассоциативным методом заключается в том, что у них кратковременная память. Для преодоления этого препятствия я использую метод,суть которого заключается вовнимательном изучении(до мельчайших подробностей) того или иного предмета или набора словв течение пяти минут и его отображении на рисунке сиспользованием всех нюансов и подробностей. Данный метод прекрасно тренирует зрительную память. Например, для запоминания правописания словарных слов составляем из этих слов рассказ и выполняем иллюстрацию к нему. Таким образом, можно запомнить не только правописание слов, но и порядок их расположения, а также развить художественные способности студентов. Рисунок-опора–учебное средство, основанное на сюжетно-лингвистической образности. Такая опорная картинка помогает«зрительно» в системе увидеть содержание материала, «послесловие» к занятию первичного усвоения материала, составление схемы маршрута «лингвистического путешествия», проделанного в колледже и восстанавливаемого дома по памяти [5].
Не следует навязывать студенту свои ассоциации! Если слово «билет» у него ассоциируется с поездом или самолётом, и он применит эту ассоциацию, то полученная информация легко им запомнится.
Предлагаю построить логическую цепочку из слов между двумя иллюстрациями: карандаш и диплом об образовании. Это упражнение развивает логику и расширяет словарный запас.
При изучении конкретного литературного произведения студентам предлагаю ряд вопросов для установления ассоциативных связей между событиями и героями данного произведения с другими явлениями культуры и жизни – литературой, музыкой, изобразительным искусством, историей и современностью. Музыка очень хорошо помогает выразить чувства и ассоциации [1]. Оценка ассоциативных ответовдовольно сложное занятие, но она позволяет наряду с уровнем его знаний выявить некоторые свойства личности, такие как направленность мышления, уровень ассоциативности, творческий потенциал, самостоятельность. Если систематически анализировать ассоциативные ответы студентов, то можно оценить состояние развития личности, выявить ценностную ориентацию. Именно эта информация имеет главное значение для преподавателя-куратора, деятельность которого направлена на воспитание студента как личности. Использование ассоциативного метода дает возможность оценить свойства личности студента: нравственные установки, историческое мышление.На занятии создаётся творческая обстановка, которая даёт возможность студенту самому оценить свой духовный потенциал (что могу? что знаю? о чем думаю?), сравнить его с потенциалом других. Это повышает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое мышление подростка, его способность принимать собственные решения [2].
Рассмотрим несколько примеров из моей практики, где используются задания на контролируемые ассоциации. Например, по отдельным частям догадаться о целом: Топор, Библия, игрок. (Ф.М.Достоевский).
А можно и наоборот, одно слово и целый ассоциативный куст, например, огонь: (страх, тепло, спички, спасатели).
На занятиях по дисциплине «Литература» предлагаю выразить настроение произведения, характер и поведение отдельных героев, специфику событий через рисунок, причём геометрическими фигурами. При этом приветствуется использование цветов-стимулов: чёрный – плохо, белый – хорошо, красный – опасно, зелёный – безопасно [7].
Запахи трудно использовать, но можно попробовать работать со словами-стимулами или выполнять задания на основе направляющих вопросов, например, «Чем пахнет Новый год?».
Фонетический метод заключается в использовании слов, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь) [8].
Результатами работы данного метода являются творческая активность, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, улучшение памяти студентов.
Таким образом, использование ассоциативного метода дает возможность не только оценить в процессе педагогической деятельности уровень знаний студента (группы), но и определить некоторые его личностные характеристики, установить его основные ценностные ориентации, его духовно-нравственный потенциал и при необходимости оказать корректирующее воздействие.
Список литературы
. Мелишникова О.А. Диагностика личностных характеристик учащихся с помощью ассоциативного метода обучения / О.А. Мелишникова// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: сб. XIVгодич. собр. Юж. отд-ния РАОиXXVI психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2007. – Ч. 1. – С. 121-126.
. Мелишникова О.А. Организация процесса обучения на основе методики ассоциативных связей (на примере преподавания литературы) / О.А. Мелишникова // Образовательные технологии: XIV межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Центр-Чернозем. кн. изд-во, 2005. – С. 150-154.
. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. Изд. 2. – Москва: Дрофа, 2000. – C. 61.
. Ассоциации к слову «Достоевский» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sociation.org/word/достоевский/.
. Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2013/11/11/pedagogicheskie-tekhnologii-obucheniya.
. Применение метода ассоциативного мышления на уроках литературы[Электронный ресурс] // Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/25/master-klass-ot-vidimogo-k-nevidimomu-primenenie-metoda.
. Метод ассоциации – один из способов реализации инновационных подходов в обучении младших школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/564587/.
. Использование инновационных технологийна уроках русского языка [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/12/08/ispolzovanie-innovatsionnykh.