Краткая аннотация
Материал статьи представляет опыт работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования город Ноябрьск по реализации инновационного проекта «Безбарьерная территория детства», который раскрывает процесс организации домашней формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные учреждения по состоянию здоровья, и направлен на осуществление мероприятий по созданию безбарьерной среды, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов.
Автор статьи описывает создание образовательной модели, обеспечивающей принцип равных возможностей в реализации прав детей-инвалидов на дошкольное образование и организацию психолого-педагогического пространства, объединяющего деятельность детского сада и семьи, имеющего ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.
Безбарьерная территория детства
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальным, так как оно значимо влияет на будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром его социально-экономического развития. Важнейшим аспектом реформирования системы образования в России становится изменение идеологии и практики специального коррекционного образования.
Исследователи, изучившие проблему воспитания дошкольников с различными нарушениями здоровья (М.В.Ипполитова, Л.А.Данилова, Е.Ф.Архипова, К.А.Семенова) разработали различные методические аспекты специального образования данной категории детей, однако практика свидетельствует о том, что в плане построения и развития реабилитационной помощи детям, они касались в основном коррекции сложного дефекта и не затрагивали вопросы социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями здоровья, подготовки их к обучению в школе.
С точки зрения современных тенденций процесс социализации часто представляет собой совокупность относительно обособленных и структурированных элементов, которые могут быть отделены друг от друга в пространстве и во времени. При этом в современной практике наиболее проработанным является медицинская реабилитация, тогда как иные составляющие (психологическая и педагогическая), в которых нуждается инвалидизированный ребенок, не имеют ни концептуального, ни технологического обеспечения.
Отсюда возникает проблема оказания своевременной систематической коррекционной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и консультативно-методической поддержки их родителей не только в вопросах воспитания и обучения ребенка в домашних условиях, но и в вопросах интегрированности личности в социальные отношения и в частности подготовке их к обучению в школе.
Учитывая социальный заказ города, материально-технические и кадровые условия детского сада, на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования город Ноябрьск в 2005 году открыты группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом, имеющих сочетание два или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
При организации жизнедеятельности этой категории воспитанников возник ряд проблем, одна из которых – невозможность посещения дошкольного образовательного учреждения многими детьми с особыми образовательными потребностями по причине тяжести заболевания, связанного с такими сложными диагнозами как: детский церебральный паралич, спастическая диплегия, мышечная дистрофия, врожденный парапарез, тетрапарез, лейкемия и др.
Выявление этих проблем делает актуальной задачу совершенствования медико-психолого-педагогической помощи детям данной категории. Таким детям требуется своевременное определение их оптимального педагогического маршрута, соответствующего особенностям и возможностям ребенка, разработка планов индивидуального обучения и программ индивидуальной коррекции в домашних условиях.
В процессе исследования проблемы организации домашней формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями в развитии нами были выявлены противоречия между:
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему в части расширения образовательного пространства и привлечения в образовательный процесс новых инновационных образовательных моделей для обучения детей-инвалидов.
Так возникла идея разработки и внедрения инновационного проекта «Безбарьерная территория детства», где главной целью выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья, на получение общедоступного дошкольного образования, коррекцию нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Исходя из цели, коллектив учреждения решает следующие задачи: организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; интеграция детей с отклонениями в развитии в общество нормально развивающихся сверстников; обеспечение индивидуальной траектории комплексного развития ребенка в постоянном взаимодействии с семьей; подготовка ребенка к обучению в школе.
Деятельность учреждения по внедрению проекта включает в себя 3 направления:
Первое направление предполагает работу с ребенком, зачисленным в дошкольное образовательное учреждение, но который в силу объективных причин (длительное восстановление и реабилитация свыше 3-х месяцев) не может посещать детский коллектив.
Второе направление рассчитано на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые формы нарушений двигательных функций.
Предшкольная подготовка включает работу с ребенком 5-7 лет, находящегося в вынужденной изоляции в связи с противопоказаниями к посещению дошкольного учреждения и нуждающихся в индивидуальном домашнем обучении.
Следует отметить, что успешная реализация мероприятий по организации домашней формы обучения зависит от этапности их внедрения. На данный момент реализованы основные мероприятия первого этапа инновационного проекта:
Для реализации домашней формы обучения используются имеющиеся ресурсы:
Особую роль для достижения желаемого результата имеет тесное взаимодействие и сотрудничество всех заинтересованных в развитии ребенка субъектов: родителей, педагогов, медицинских работников, где:
Эффективное влияние на реализацию домашней формы обучения оказывают организации – партнеры:
Для изучения качества предоставления образовательной услуги по организации домашней формы обучения используются мониторинговые исследования. Результаты педагогического мониторинга становятся основой планирования коррекционной работы в условиях домашней формы обучения. Целью мониторинговых исследований является отслеживание уровня развития профессионального мастерства педагогических кадров; уровня развития ребенка; уровня адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Система мониторинга направлена на обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов коррекционной деятельности. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Итоговыми результатами от внедрения в воспитательно-образовательный процесс домашней формы обучения стали:
Обучение детей – инвалидов на дому – это не только получение дошкольного образования, но и возможность адаптироваться в обществе сверстников, раскрыть свои способности, а главное - это еще и окно в мир равных возможностей.