Аннотация
С 2011 года МОУ СОШ № 4 является инновационной площадкой регионального уровня по теме «Центр образования. Школа трёх ступеней».
Программа направлена на реализацию президентской инициативы «Наша новая школа», в рамках которой реализуется региональная политика «Школа ступеней», которая ориентирует на решение следующих задач:
- природосообразность образовательной среды возрасту детей, находящихся в специальном образовательном пространстве;
- построение современных институтов образования;
- поиск новых форм наполнения содержанием БУП и стандарты второго поколения;
- поиск содержания и организационных форм включения учащихся в современные практики мышления и деятельности
В статье рассмотрены условия, созданные в школе для формирования готовности к саморазвитию, проектированию, активной
Статья
«Центр образования. Школа трех ступеней»
В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом…».
Создание условий для индивидуального саморазвития потенциальных возможностей ученика является главной идеей педагогического коллектива школы.
Мы определяем образование как целенаправленный процесс содействия в саморазвитии человека, личности и индивидуальности через специально организованные процессы обучения, воспитания и развития, реализуемые с помощью учебных, воспитательных и развивающих программ.
С 2003 года школа работает в статусе экспериментальной площадки по темам:
Что представляет школа сегодня?
Сегодня школа выстраивает модель «Центр образования. Школа трех ступеней», являясь инновационной площадкой регионального уровня.
Сегодня в школе образовательный процесс построен на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности, в течение года запланированы проектные дни по предметам, а также интегрированные, межпредметные событийные мероприятия. Обеспечивается включение школьников в различные формы публичных презентаций в рамках «Недели науки», «Ярмарки проектных идей». Учебный процесс реализуется с использованием современных технологий (метода проектов, ИКТ, блочно-модульной технологии). Нелинейное расписание позволяет осуществлять метод погружения в одночасовые предметы в старших классах.
Индивидуальная образовательная траектория старшеклассников реализуется через составление индивидуальной образовательной программы. Учащиеся разрабатывают ИОП на основе базисного учебного плана по образцу, учитывая профессиональные предпочтения, планируют профессиональные пробы, социальные практики. В план включаются личностно-ориентированные спецкурсы, школьный компонент представлен широким спектром элективных курсов, по итогам которых обучающиеся готовят мини-проекты .
Освоение содержания предметных областей в начальной и основной школе осуществляется через экскурсии, интеллектуальные путешествия, конференции, поисковые и научные исследования, через интеграцию основного и дополнительного образования.
В условиях возрастающей конкуренции в сфере образования города наша школа завоевывает новые позиции на рынке образовательных услуг.
Статьи учителей печатаются в журналах «Педагогическая техника», «Учитель», «Современный урок», «Завуч», «Литература в школе», «Культура здоровья», «Образование».
Материалы 16 педагогов опубликованы в печати, 13% учителей являются авторами программ элективных курсов, 60% учителей являются лауреатами и победителями конкурсов различного уровня.
Школа использует различные внешние ресурсы для образовательных событий, договорные отношения с предприятиями города, привлечение специалистов из педагогического сообщества, систему визит-профессоров , дистанционное обучение, что делает модель образования наиболее эффективной, и демонстрирует интеграцию основного и дополнительного образования.
Все учебные кабинеты, лаборантские соответствуют современным требованиям, оснащены современным учебным оборудованием: моноблоками, компьютерами, музыкальными центрами, видеопроекторами. При современном оборудовании актового зала в нем проводятся различные мероприятия: концерты, театральные постановки, научно-практические конференции, мультимедиа презентации, демонстрации фильмов.
Спортивный зал оборудован универсальным табло, системой озвучивания. Созданы условия для спортивных секций (спортзал, тренажерный зал, уличный корт — трансформер), в цокольном этаже оборудованы лыжная и коньковая база, шахматный клуб, тир. Приобретен информационный киоск с информацией для родителей, объявлениями, электронное табло и плазменный экран для холла школы.
Читальный зал оснащен компьютерами, объединенными в локальную сеть и подключенными к Интернету, что является значимым в самообразовании учащихся.
Благодаря материально — технической базе, в школе ежемесячно выпускается школьная газета, как средство открытости и публичности деятельности школы, работает школьная радиостудия, школьное телевидение.
Школа первой ступени реализует основную задачу:
Создание новой институциональной среды и базовой деятельности для учащихся.
В начальной школе выбраны УМК Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века», внедряются технологии и системы развивающего обучения: Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова , «Перспективная начальная школа». Успешно внедряется методика В. Ф. Базарного ,
предметная специализация. Учебный процесс организован не только в урочной, но и во внеурочных формах, в разных видах деятельности: «Шахматы», «Мини — футбол», студия вокального творчества, кружок «Юный поэт», «Информашка», театральная студия, «Школа лингвистики».
Реализуется проект «Один компьютер — один ученик», оборудован девайсами кабинет для предшкольной подготовки.
Сегодня школа — участник Всероссийского Союза «За здоровое развитие детей». На средства Гранта Президента РФ была приобретена мебель для всей начальной школы по методике В. Ф. Базарного : парты, конторки, массажные коврики, экологические панно, офтальмомассажеры. Для снятия мышечного напряжения применяется сухой бассейн и сенсорная тропа для младших школьников во время перемен и динамических пауз.
На первой ступени реализуется проект «Создание образовательной среды, сообразной возрасту», поэтому приобретены ресурсы для создания развивающей среды в кабинетах начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Учителями в рамках внеучебной деятельности применяется оборудование для развития логического мышления, моторики руки, двигательной активности (развивающие игры, кубики, игровые наборы и т. д. )
Конструктор " Перворобот» взят за основу программы «Легоконструирование». В работе кружка задействованы разновозрастные группы, учащиеся старших классов учат школьников 1–3 классов конструировать.
Создание условий для самоопределения подростков в основной школе в рамках предпрофильной подготовки — задача второй ступени.
Предпофильная подготовка реализуется за счет гибкой системы элективных курсов, способствующих самоопределению учащихся. Проводится набор на конкурсной основе в классы физико-математического профиля, гуманитарного и оборонно-спортивного профиля. С целью оказания помощи учащимся основной школы в выборе профессии разработана программа курса «Шаг в профессию».
С целью формирования исследовательских навыков в параллели 6-8-ых классов внедрены в УВП курсы «Технология проектирования», «Технология исследования».
С целью формирования исследовательской культуры, мобильности, социальной адаптации школьников во всех 9-х классах ведется курс «Уроки социального проектирования».
Проведение цикла обучающих веб-семинаров для специалистов образовательного учреждения по работе с Информационном киоском, подключение программы «Эффектон» позволили изменить подходы к профессиональной ориентации школьников и успешно реализовать проект «Центр управления карьерами подростков».
В 7-9-ых классах учащиеся знакомятся с 12 профессиями в год, проходят теоретические и практические занятия на предприятиях города, получают начальные профессиональные навыки.
Участвуя в проектах «Школа олимпийского резерва», «Интеллект», «Электронные учебники», «Центр управления карьерами подростков», «Центр социального проектирования», школьники имеют возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, приобретать опыт проектной деятельности.
Предпрофильное образование реализуется в подростковой школе в формах дополнительного образования в «Школе лингвистики», в Школе программирования, в клубе «Школьный университет», в Школе вожатых «Мы вместе».
Формированию ключевых компетенций способствует организация взаимодействия и координация учебно-методической деятельности с Российской Академией наук, издательством «Академкнига» по реализации проекта «Живой урок». Учащиеся 6–7 классов занимаются по электронным учебникам. «Живой урок» формирует умение самостоятельно работать с различными источниками информации, оценивает уровень освоения способов самопроверки, освоение различных форм предметного общения.
В образовательный процесс встроены учебно-исследовательская и проектная деятельность, в конце года проводится неделя науки, включающая «ярмарку проектный идей», «ярмарку социальных проектов». Ребята выполняют минипроект по одному из учебных предметов.
Специально организованные места — лаборатории по физике, химии, биологии позволяют реализовывать учебный процесс с использованием современных технологий.
С целью создания условий для формирования у детей православного мировоззрения с 2003 г. реализуется программа сотрудничества с Тобольской духовной семинарией
Абалакского Свято-Знаменского мужского монастыря г. Тобольска. В монастыре подростки принимают участие в богослужении, проходят процедуру исповеди и причастия. Ребята смотрят православные фильмы, участвуют в беседах с монахами о православной культуре. Групповые дискуссии, используемые здесь, как форма внеурочной деятельности, демонстрируют понимание школьниками обсуждаемой проблемы.
Поисковые и научные исследования, установление имен, поиск родственников погибших, участие в перезахоронениях останков проводятся в рамках работы поискового клуба «Память».
Школа третьей ступени дает возможность сочетать индивидуальные программы с профильной подготовкой по физико-математическому , физико-химическому , социально-гуманитарному , оборонно-спортивному направлению.
С целью профессионального самоопределения, осознанного выбора профессии проводится курс «Планирование профессиональной карьеры».
Учащиеся 10-11-х классов, по результатам диагностики, определяют свою профессиональную сферу, получают перечень рекомендуемых профессий, список специальностей в ВУЗе, обучающих данной профессии, и имеют возможность пройти профессиональные пробы на предприятиях города. На сегодняшний день подписаны соглашения о сотрудничестве по 15 профессиональным направлениям.
С целью профессионального самоопределения в школе действует «Роснефть-класс» , в рамках которого осуществляется довузовская подготовка.
Школа работает в рамках программы «Школа-ВУЗ» с Тюменским нефтегазовым университетом. Преподаватели Центра довузовской подготовки проводят для учащихся «Роснефть-классов» консультационные сессии по скорректированным программам по физике, математике, химии.
27 выпускников Роснефть-классов обучаются сегодня на целевых местах в Национальном минерально-сырьевом университете «Горный» им. Плехановаг. Санкт-Петербурга . Набор осуществляется по результатам тестирования, согласно договору о сотрудничестве.
По результатам мониторинга совместной деятельности школы и ООО «Роснефть-Пурнефтегаз» Федеральный Институт повышения квалификации работников образования г. Санкт-Петербурга рекомендовал школу в качестве пилотной площадки НК «Роснефть».
В классах оборонно-спортивного профиля дополнительные занятия «Пожарное дело», «Стрелковая подготовка» проводят работники ОВД и 6 ОФПСна базе предприятий во второй половине дня, учащиеся в течение 2-х лет осуществляют профессиональные пробы,
60% выпускников кадетских классов продолжают обучение по профилю.
Традиционными стали проведение образовательных модулей для учащихся по темам «Миры возможных профессий», «Миры социальных технологий» («Открытый университет» г. Москва) по формированию навыков построения индивидуальных и профессиональных стратегий.
Деловой контакт с родителями, социальными партнерами позволяет старшеклассникам анализировать и прогнозировать свою деятельность. Хорошим начинанием стал новый проект «Школа: новое мышление, финансовая грамотность», совместно со специалистами Сбербанка, с Элитной гимназией «Михайловское» г. Санкт-Петербурга , где широко используется разновозрастное сотрудничество для решения проектных задач, «Школа перспектив», занятия в которой проводит А. А. Попов — начальник отдела проектирования стандартов и оценки качества общего образования ФИРО МОН РФ.
В рамках реализации проекта «Тьюторский центр» партнером школы стала «Межрегиональная Тьюторская ассоциация» г. Томска, которая проводит на базе школы обучающие семинары для педагогов по тьюторскому сопровождению учащихся.
В рамках проведения социальной практики реализуется широкий спектр социально-значимой деятельности учащихся: занятость общественно-полезным трудом по благоустройству и озеленению территории, оказание помощи социально-незащищенным категориям населения, выполнение социальных проектов, участие в волонтерском движении.
Расширяя пространство социальной реализации, все старшеклассники включены в различные программы театральной студии, школы «Лидер», центра социального проектирования, «Школьного телевидения», центра школьной сетевой журналистики «Альтернатива», дискуссионный клуб «Парламентские дебаты».
Учащиеся имеют возможность свободно действовать в открытой образовательной ситуации, реализовывать стратегии профессиональной деятельности журналиста, оператора, корреспондента газеты.
Формой накопления как учебных, так и внеучебных результатов и достижений школьников является «портфолио», которое демонстрирует спектр способностей, интересов и склонностей ученика. Разработано положение о рейтинговой системе, позволяющее поддерживать инициативу ребят.
Опыт педколлектива получает распространение в ходе окружных, городских семинаров и конференций, в опубликованных статьях учителей школы.
Можно констатировать, что накопленный школой опыт превратил педагогов в коллектив единомышленников, что стимулирует к педагогическому творчеству, развивает проявление инициативы и самостоятельности, приобщает коллектив к научно-исследовательской
деятельности.
«Центр образования», на наш взгляд, позволяет в наибольшей степени учесть интересы и склонности обучающихся, эффективно развивать их способности, а также предоставить максимальный спектр возможностей, которым должен обладать современный образовательный институт.