Проект «Центр управления карьерами» МАОУ «СОШ №4»
Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана в школе решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.
Для успешного вхождения человека в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.
Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду.
У школьников важно формировать отношение к профессиональному труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к профессиональной деятельности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Стратегия развития Ямало-Ненецкого автономного округа 2020 ставит задачу освоения Полярного Урала, шельфа Карского моря; проект «Урал Полярный – Урал Производственный», ТЭК требуют кадры технического профиля, особенно рабочей профессии.
Программа развития начального профильного образования ставит приоритетом подготовку рабочих профессий (школа не может сама себе делать заказ). Сквозной компетенцией в соответствии с ФГОС является самоопределение, ответственность за выбор.
Задача школы – создание условий для самоопределения подростков в рамках предпрофильной подготовки. Учащиеся 7-11 классов посещают различные экскурсии, проходят профессиональные пробы, социальные практики, трудоустраиваются в компаниях, организациях города. Именно на этом этапе ребенок «САМ» должен попробовать, познакомиться с профессиями, пощупать, чтобы приобрести собственный опыт. Иначе, не имея опыта, подросток выберет профили, а потом и профессию по совету родителей, друзей, родственников и т.д.
В соответствии со стратегией развития ЯНАО 2020, ФГОС составлен проект «Центр управления карьерами» для учащихся 7-11 классов.
Инновационность проекта
Цель проекта:
Создание современных подходов к профессиональной ориентации учащихся школы с учетом потребностей Компании ОАО «Роснефть», города Губкинский и рынков труда ЯНАО; реализация такой концепции
Задачи:
Основная идея педагогической деятельности
Каждый школьник, думая о своем будущем, в первую очередь решает, какую профессию ему выбрать. И в этот особый период жизни подростков взрослые окажут им неоценимую услугу, если помогут овладеть навыками самостоятельного выбора профессии.
К окончанию школы подросток должен четко представлять свой образовательный маршрут. Мотивированный выбор. Для этого разработана программа центром ООО «Effecton Studio Online» (г. Москва) по профориентации города Москвы с учетом рынка труда Ямала. Диагностика подростков – создание разновозрастных групп (группы по интересам), профессиональные пробы – социальные практики.
Для учеников 7-11 классов организовываются следующие мероприятия по профессиональной ориентации:
В рамках проекта необходимо было разработать:
Пакет нормативно-правовых документов, в том числе:
Перспективами развития проекта являются:
Ожидаемые результаты реализации проекта:
2016 год
Учащиеся:
В результате:
Учащиеся получат:
Как известно, на выбор профессии влияют следующие факторы. Они чрезвычайно разнообразны. Могут быть как позитивными (советуют родители, учителя, друзья, нравится учебный предмет), так и негативными (не советуют, не нравится). Помочь целенаправленному выбору помогает предпрофильное обучение, экспериментальное внедрение которого уже началось. Учителю необходимо учитывать не только предпочтения учащихся, но и их индивидуальные особенности. Психологические и педагогические исследования позволяют (методика «Effecton Studio Online») выявить индивидуально-типологические особенности, характерные для учащихся определенного профиля. К этим особенностям относятся интересы и склонности, которые существуют у учащихся к определенным областям знания, специальные способности, позволяющие им успешно осваивать профилирующие предметы.
Как известно человек принимает решение, основываясь на личном опыте. Если его нет, то он слушает мнение тех, кому доверяет (родители, сверстники и др.)
Для получения личного опыта ввели в образовательный процесс элективные курсы: «Шаг в профессию» (7-9 кл.), «Планирование профессиональной карьеры» (10-11 кл.), «Школа инженерной культуры» (10а «Роснефть-класс).
Учащиеся 7 класса познакомятся с миром профессий: «Что такое профессия? Признаки профессии. Классификация профессий. Профили профессий. Познакомятся с 12 профессиями (на уроках, экскурсиях).
Учащиеся 8-9 классов будут воочию знакомиться с 12 профессиями в год (всего 36 профессий за 7-8-9 кл.). Для этого по каждому направлению предполагается внедрение учащегося в среду профессии. Учащиеся будут проходить теоретические и практические занятия в учебном центре ООО «РН – Пурнефтегаз» и участках практического тренинга, на которых познакомятся с азами профессии, используемым оборудованием, новыми технологиями.
Договора, соглашения с предприятиями позволяют осуществлять профессиональные пробы, социальные практики.
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
|
|
Ресурсное обеспечение инновационного проекта:
Материально – техническое обеспечение
«Центр управление карьерами» оснащен:
Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение широкого круга заинтересованных участников и исполнителей.
В первую очередь основной целевой группой субъектов реализации проекта выступают педагоги школы. К этой группе относятся учителя по технологии в старших классах, педагоги по профориентации, педагог-психолог, учителя - предметники. Основной целью их деятельности станет изменение и дополнение подходов к профессиональной ориентации учащихся школы с учетом потребностей Компании ОАО «Роснефть», рынка труда ЯНАО и города Губкинский. Для этого предполагается организовать повышение квалификации педагогов по данной теме, а именно выезд специалиста ООО «Эффектон» в образовательное учреждение, сопровождение установки программно-методического учреждения работе с ним.
В качестве целевой группы проекта рассматриваются также учащиеся 7-8-9 классов школы, с которыми будет проведена необходимая психолого-педагогическая работа по выбору профессии.
Администрация школы также выступает в качестве целевой группы
проекта. В ее обязанность входит нормативно-правовое оформление изменений в образовательной программе, координация процесса реализации проекта и диагностика его результативности.
Связующим звеном между школой и ребенком в реализации проекта будут выступать родители. Их задачей станет поддержка ребенка и педагога в реализации проекта.
Промежуточные результаты проекта «Центр управления карьерами»
Сетевое взаимодействие центра
с предприятиями
Учащиеся осуществляют профессиональные пробы по следующим направлениям:
Посещают курсы:
Учащиеся, которые работают:
Учащиеся пишут проекты:
Гранты:
Участие в программах:
Каникулярная культурно-образовательная программа «Дети едут в Петербург»
Окружной музей имени И.С. Шемановского в рамках сотрудничества выделяет 13 бесплатных путевок для гуманитарного класса в летний период 2013 г.
Организаторы: ГБУ ЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского»
Центральная идея проекта:
Знакомство школьников Ямала с историей Санкт-Петербурга, приобщение к духовному и культурному наследию России, воспитание патриотического отношения к своей стране, расширение кругозора, развитие творческих способностей и создание условий для профориентации.
Проект реализуется на территории оздоровительного комплекса «Кирочное подворье» в экологически чистом районе на границе Ленинградской области и курортного района Санкт Петербурга – Семиозерье.
Программа ориентирована на создание уникальной образовательной среды и активного досуга. За 21 день ребята посещают более 10 различных экскурсий и 50 мастер-классов, где их наставниками являются сотрудники ведущих музеев Петербурга.
Трансляция телерадиокомпанией «Вектор» в программе «Новости» 2012-2013 учебный год:
Профессиональные пробы:
(печать в городском журнале «Час Пик»)
Показатели эффективности 2011-2012 г.
всего выпускников-97, из них поступили:
Среди городов, где продолжают обучение выпускники нашей школы:
Выбор факультетов расширяется:
Профессиональные пробы в компании «Никавтоцентр» (знакомство с отделами)
Профессиональные пробы в компании «Никавтоцентр» (знакомство с рабочим местом)
Встреча с председателем союза предпринимателей Г.И. Боднаром
Круглый стол «Профессиональный выбор» в Администрации города
Месторождение «Комсомольский» ООО «Роснефть-Пурнефтегаз»
«Ярмарка вакансий» в филиале Удмурдского государственного университета
Учебный центр ООО «РН-Пурнефтегаз» (встреча с представителями профессий»
Профессиональные пробы в городской почте
Мастер-класс по журналистскому мастерству
Мастер-класс по парикмахерскому делу
Фестиваль профориентации г. Салехард, ноябрь 2012 г