Аннотация
Ключевая фигура изменений образования в рамках перехода на Федеральные государственные стандарты — педагог. В статье рассматривается видение изменения сознания педагогов через проектный подход: включение педагогов в реальные проекты школы, в живую естественную совместную деятельность учителей, администраторов, обучающихся.
В настоящее время процессы реформирования будоражат образование, но ни новое оборудование, ни высококлассные ремонты и современные технологии не принесут результата, если не понимать, что ключевая фигура изменений сегодняшнего дня — это педагоги. Третий год педагоги как будто в пред- или после- революционные годы повально обучаются на курсах повышения квалификации: внедрение ФГОС НОО, Курс ОРКСЭ,
Управлять не людьми, а проектами.
Наше видение, изменять сознание педагога нужно не столько через повышение квалификации, сколько через включение педагогов в реальные проекты школы, в живую естественную совместную деятельность учителей, администраторов, обучающихся.
Только в деятельности, будь то ребенок или учитель, становится субъектом собственных изменений.
Следовательно, вкладываться и финансировать надо реальные проекты системы образования.
Проект «Школа ступеней» — что нового?
В законе «об Образовании» ст.19 п.1 и ранее отмечалось, что общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Однако, и в организационном плане, и в плане педагогического отношения «к детям» все три ступени в сегодняшних школах идентичны: старшая школа мало чем отличается от подростковой и даже начальной школы:
Считаем, что проблема построения эффективной системы образования должна решаться с учетом специфики
Какие ступени строим мы?
Все три ступени, являясь обособленными образованиями, одновременно должны быть связаны в систему между собой системообразующими задачами каждой ступени.
Проект — начальная школа — школа конструирования способов и средств детских действий, школа формирования
Проект — основная школа — школа самоопределения, школа интересов, основная задача насыщения образовательного и внеурочного процесса оборудованием для организации
На сегодняшней день ступени общего образования не связаны между собой, отсутствуют «мостики», связывающие один возраст детей с другими. В связи с этим школой реализуется проект «Образовательные трансферты» — модель организации переходов основной школы к индивидуализации образования» — акцентирование внимания на образовательные переходы основной школы, как места «сшивки» ступеней, обеспечивая преемственность в способах и средствах деятельности, связь поколений.
Как мы видим
Переход «начальная школа — основная школа» обеспечивается через введение в практику школы межпредметного разновозрастного модуля «Проектная задача»
С 2012 года наша школа — городская стажировочная площадка для педагогов по введению данного модуля.
Переход «основная школа — старшая школа».
В связи с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) весь образовательный процесс во многих школах России на старшей ступени образования свелся к «натаскиванию» старшеклассников на данный вид внешней оценки.
Если же подходить к проектированию Старшей школы серьезно и грамотно, с учетом возрастных особенностей, то оптимальные сроки реализации этой ступени должны быть увеличены до
С января 2012 года школа является экспериментальной площадкой муниципального уровня и координатором данного проекта.
Суть проекта: включение обучающихся
Сетевые совместные проекты на старшей ступени
Говоря, о новом видении школы, следует говорить о проектах в сети, а так же о совместных выездных проектах.
Рамки образования в современной действительности не должны заканчиваться стенами школы. На данный момент возобновляется сотрудничество между школой и предприятиями: открываются корпоративные классы. С 1 сентября 2011 года в на базе школы начал функционировать первый
Следует так же отметить, что развитие информационных технологий в последнее десятилетие в России изменило информационное пространство в котором растут современные дети. Стремительное освоение и «виртуозное» владение ими, в отличие от взрослого поколения, различнымиайпадами, айпедами, айфонами, смартфонами, нахождение их в сетевых социальных сетях, должно находить отражение и системе образования, внося изменения в классическую модель образования —
В рамках построения школы 3 ступени — в марте 2012 года проведен первый выездной межрегиональный проект «Образовательный трансферт
Обучающимися школ был разработан Учебный план Старшей сетевой школы, видение той школы, которую делают не взрослые, а ученики. Учебный план реализуется в 2012–2013 учебном году двумя образовательными учреждениями.
Сейчас мы строим профильное образование, уходя от жесткой профилизации через реализацию старшеклассниками индивидуальных образовательных программ с тьюторской поддержкой со стороны педагогического коллектива, в том числе, сетевой школы.
В сентябре 2012 состоялся запуск сетевой школы. Обучающиеся
Ребята проработали официальные сайты огромного количества ВУЗов, расставили акценты в понятиях «профессия», «специальность» и «специализация» и, исходя, из своей будущей профессиональной образовательной программы разработали образовательную программу на 10 и 11 класс, в которую включили необходимые элективные курсы, предметы для подготовки к ЕГЭ и будущему обучению в ВУЗе. Рассмотрели и учли все образовательные возможности своего города, а сотрудничество с московской школой, значительно расширило список курсов, которые ребята изучают в дистанционном режиме.
В 2012 -2013 учебного года запущено 4 элективных курса в дистанционном режиме через электронную среду «КОД».
Осуществляется переход на
Еще не время собирать камни…
В нашей школе на несколько лет запущены ряд проектов для каждой ступени образования, что позволит прежде всего включить практически всех педагогов, старшеклассников, а также родителей школьников в реальную деятельность, в которой каждый из нас сможет сделать шаг на пути собственного развития и развития Школы.
Проект стал для нашей школы единицей управления, вернее соуправления, которая не только имеет реальный «продукт», но и позволяет формировать у всех участников образовательного процесса такие личностные качества как инициативу, самостоятельность и ответственность. Главной проблемой на ближайшее время в связи с внедрением ФГОС для Школы будет являться вопрос оценки качества результатов образования внеучебныхдостижений обучающихся в рамках данных проектов.
В связи с этим с сентября 2011 года школа Федеральная инновационная площадка по теме «Разработка и апробация модели оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования, в том числе модели и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений».
Научный консультант экспериментальной работы школы