Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов.
Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
Описание проблемы
§ Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения.
§ Незнание правил поведения детей в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм».
§ Потребительское отношение к природе и стереотипность мышления.
Актуальность
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Участники проекта
- дети старшей, подготовительной к школе группы
- воспитатели
- родители.
Вид проекта
Познавательно-исследовательский
Сроки: 2013 – 2014 учебный год
Цель проекта
Осуществление экологического развития детей путем реализации системы познавательно - исследовательской деятельности, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.
Задачи проекта
1. Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.
2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, её живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, то есть заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами, желания наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
Этапы проекта
I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
II этап – собственно познавательно-исследовательский.
III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Предполагаемые результаты
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
2. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
4. Ребята узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
5. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.
6. Ребята будут бережно относится к природе, будут стремиться к правильному поведению поп отношению к миру природы.
7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Формы реализации проекта
1. Разработка цикл познавательно – исследовательской деятельности по формированию экологических основ у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
2. Разработка тематического плана эколого-оздоровительных экскурсий с детьми старших дошкольников
3. Разработка плана культурологической среды.
2. Познавательно - исследовательская деятельность.
3. Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.
4. Практическая деятельность.
5. Наблюдение за живой и неживой природой.
6. Ролевые, дидактические, настольные экологические игры.
7. Использование сказочных персонажей.
Ожидаемые результаты:
§ У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
§ Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относится к ней, животным, птицам, насекомым.
§ У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
§ Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
§ Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
§ Пополнится развивающая среда в группе.
Цикл познавательно – исследовательской деятельности по формированию экологических основ
у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования
№ |
Название темы |
Обучающие компоненты |
Программное содержание |
Методические приемы |
1 |
«Мир, в котором я живу»
Взаимосвязи в природе
|
- Что такое «природа». - Живая и неживая природа. - Солнце (источник света и тепла), вода, воздух (ветер), растения, животные, почва как компонент природы. - Взаимосвязь различных компонентов природы (почва, вода, растения, животные). |
Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью, желание как можно чаще общаться с природой. |
Наблюдения в природе и животном уголке, музыкальная, изобразительная деятельность, игры, решение творческих задач, чтение и обсуждение литературы. |
2 |
«Братья наши меньшие»
Животные |
- Основные отличительные признаки животных. - Разнообразие животного мира. - Как животные питаются, передвигаются, защищаются. - Место обитания. - Роль окраски. - Сезонные изменения в жизни животных. - Животные и окружающая среда. - «Родители» и «детеныши». |
Воспитание бережного отношения к животным. Формирование навыков ухода за домашними животными и обитателями природного уголка. Формирование представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном природном доме. |
Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Наблюдения, музыкальная и изобразительная деятельность, подвижные игры, чтение художественной литературы. |
3 |
«Наши зеленые друзья»
Растения |
- Разнообразие видов растений в природе. - Характерные признаки. - Части растений (корень, ствол, листья и пр.) - Цветки и плоды. - Как растения питаются и защищаются. - Растения – «столовая» и «дом» для животных. - Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные растения. - Растения – пища человека. |
Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, наблюдать за их жизнью и желания защищать их и места их обитания. Формирования навыков ухода за растениями. Правила поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе.
|
Наблюдения на улице, в помещении, опыты, подвижные игры, музыкальная, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, обсуждение, импровизация. |
4 |
«Волшебница вода»
Различные состояния воды |
- Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). - Различные состояния воды (твердая, жидкая, пар). - Вода в жизни растений и животных. - Использование воды человеком. - Вода в нашем доме. - Почему воду нужно беречь. - Загрязнение реки и его влияние на жизнь животных, растений, человека. |
Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу реки. Понимание роли животных, растений в поддержании чистоты рек и необходимости их охраны. |
Опыты в лаборатории, коллективная работа «Портрет воды», эксперименты с водой, прослушивание музыкальных произведений. |
5 |
«Путешествие капельки»
Круговорот воды |
- Знакомство с элементами круговорота воды в природе. - Вода в природе: водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град, туман). - Как образуются реки.
|
Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель, росы, сверкающего снега). Формирование навыков проведения наблюдений за ними. |
Наблюдения, опыты в лаборатории, подвижная игра, музыкальная, изобразительная деятельность, чтение и обсуждение литературы. |
6 |
«Источник жизни на планете»
Солнце |
- Солнце – большая звезда. - Солнечный лучик. - Радуга. - Смена дня и ночи. - Роль света в жизни растений и животных. - Светолюбивые и теневыносливые растения (на примере растений детского сада). - Температура, термометр. - Сезонные изменения в природе и в жизни человека. - Роль солнца в жизни человека. |
Эмоциональное отношение к солнцу. Красота восходов и закатов солнца, радуги, умение определить настроение природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным. |
Наблюдения на улице и в помещении, опыты, подвижная игра, музыкальная и изобразительная деятельность, чтение художественной литературы. Знакомство с некоторыми особенностями природных зон: тундровой, лесной, пустынной. |
7 |
«Чем мы дышим»
Воздух |
- Значение воздуха в жизни человека и других организмов. - Свойства воздуха. - Роль ветра. - Летающие животные. - Чистый и загрязненный воздух. - Растения «зеленые пылесосы». - Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. - Чистый воздух. |
Понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья. Посадка растений на улицах и в помещении, понимание роли растений в очистке воздуха. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух. |
Наблюдение, факты, изобразительная деятельность, чтение и обсуждение литературы. Выявление источников загрязнения воздуха на своей территории. |
8 |
«Кладовые земли»
Камни, песок, глина |
- Песок и глина вокруг нас. - Свойства песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (пластичность и вязкость). - Как человек использует песок и глину. - Разнообразие камней в природе. - Как образуются горы. - Подземные кладовые (уголь, нефть, руды и т.д.). |
Развитие эстетического вкуса у детей. Умение использовать природные материалы в жизни, в быту. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам. |
Наблюдения на улице, опыты в лаборатории, изобразительная деятельность, знакомство с образцами народных глиняных игрушек, посуды, изделий из камня. |
9 |
«Путешествие в подземное царство»
Круговорот вещества |
- Почва как верхний слой земли: «живая земля». - Знакомство с «подземным царством»: обитатели почвы (на примерах дождевого червя и крота), их особенности и роль в формировании почвы. - Куда исчезают опавшие листья. - Кто помогает «волшебным превращениям»: грибы, жуки и др. - Значение почвы для жизни растений. - Необходимость охраны почвы. |
Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям и значения почвенных животных в природе. Выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы, выращивание комнатных растений). |
Наблюдение на экологической тропинке за опавшими листьями, упавшими деревьями, пнями, грибами, подвижная игра, шоу-деятельность, чтение литературы, «Путешествие в подземное царство». |
10 |
«Зеленый дом» |
- Связь животных и растений, элементарные пищевые цыпочки. - Взаимосвязь живой природы с неживой. - «Дома» лесных растений и животных. - Еловый, сосновый, широколиственный леса, их обитатели.- Значение леса как части природы; его роль в жизни человека. - Лес и наше здоровье. - Почему и как нужно охранять леса. |
Бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений, отлова животных). Умение видеть красоту леса и слушать звуки природы. |
Экскурсии в лес, наблюдения, музыкальная и изобразительная деятельность, художественное чтение литературы, подвижные игры. |
11 |
«Мы и жизнь вокруг нас» |
- Обобщение знаний. - Природа как среда обитания, «дач» человека, животных, растений. - Природа – источник красоты, вдохновения, здоровья, отдыха. - Древние люди и природа (мифы, легенды, сказки, народные праздники). - Красная книга. - Охрана редких видов животных и растений. - День Земли. - Откуда берется и куда девается мусор, как жить в дружбе с природой (поведение в лесу, дома, на улице). |
Закрепление и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека, поведения в природе и в быту. Бережное отношение к вещам, их вторичное использование. Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование потребности и желания жить в гармонии с ней. |
Просмотр слайдов, игры, изодеятельность. Составление «Нашей Красной книги» наблюдения в природе, театрализованная постановка, изготовление плакатов по защите природы. |
Тематический план
эколого-оздоровительных экскурсийс детьми старших дошкольников
Времена года |
Экскурсии |
Цель |
Наблюдения в природе |
Последующая работа |
О С Е Н Ь |
«Осенняя тишина леса» «Листопад в лесу» «Кто сказал, что осень – грустная пора» «Лес словно терем расписной»
|
Формировать интерес к осенней природе, умение наблюдать. Закреплять азы экологических знаний в ходе сравнения двух-трех осенних признаков. Развивать интерес к соревнованиям, эстафетам, способствовать удовлетворению потребности в движении. Прививать любовь к природе |
· Листопад, постепенное обнажение деревьев, смена их облика; сравнение листьев по цвету, величине, форме · На голых ветках деревьев можно увидеть опустевшие гнезда птиц · Плоды, семена деревьев; их сравнение, игры с ними. |
· Повторять «лесные» игры на прогулках в ДОУ. · Разгладить листья утюгом, сделать гербарий. · Выполнить аппликации с использованием листьев, семян. |
З М А |
«За здоровьем – на лесную поляну» «Лесная жизнь зимой» «Зимние забавы» «Морозный солнечный денек» |
Знакомство с зимним лесом (дать представление о зависимости растений от погодных условий – короткий день, холод и др.; показать красоту зимнего пейзажа; Рассказать о приспособленности животных к внешней среде; научить различать их следы. Закрепление правил поведения в природе. Совершенствование техники выполнения дыхательных упражнений на морозном воздухе. Закрепление двигательных навыков |
Рассмотреть крону и ветви деревьев (они находятся в состоянии покоя). Наблюдать за поведением птиц, вслушиваться в их голоса, устраивать кормушки. Наблюдения за живой и неживой природой. Любоваться зимним пейзажем, слушать, как скрипит снег под ногами в морозный день, как завывает метель и т.п. |
· Поставить веточки в воду; наблюдать, какая из них раньше распустится. · Повторять эстафеты, проведенные в лесу на прогулках в ДОУ. Рисовать на темы: «Мороз и солнце – день чудесный», «Зимние забавы». |
В Е С Н А |
«Экологический подход» «Ранняя весна в лесу» «Первые проталины» «Ледоход» |
Расширять представления о признаках весны, учить находить их самостоятельно. Учить наблюдать за живой и неживой природой. Повышать двигательную активность детей. Воспитывать добрые чувства ко всему живому.
|
· Первые проталины и весенние капели. · Пробуждение деревьев, набухание и распускание почек. · Возвращение перелетных птиц. · Постройка птицами гнезд. · Пробуждение насекомых. · Постепенные изменения в природе. · Красота весенней природы. |
· Сбор и подготовка природных материалов для поделок. · Лепка на тему: «Птицы», «Весна – · красна». |
Л Е Т О |
«Очистим берег речки» (экологическая акция). «Игры на лесной поляне» «Лето – это маленькая жизнь |
Познакомить с особенностями природных объектов родного края, в том числе реки «Пяку - Пур». Развивать осознанное отношение к явлениям природы.
|
· Растут травы, кустарники, деревья; на них появляются плоды. · Лес дает прохладу, тишину, дарит ягоды, грибы. · Птицы почти не поют: они заняты вскармливанием птенцов (носят им корм в клюве, учат летать). |
· Раскрашивание камешков · Рисование на тему: «Вот оно какое, наше лето», «Летняя радость» · Повторение игр организованных на прогулке.
|
План культурологической среды ДОУ
Время проведения |
Тематический стенд |
Выставка |
Экологический центр «Гармония» |
Музей освоения Севера |
Сентябрь |
«Любите природу родного края» |
«Лес, словно терем расписной» репродукции |
«Земля – наш дом, и мы в нем живем» |
«Миллионы лет до нашей эры». Палеонтологическая выставка на базе передвижной выставки ЯНАО «Ямальский мамонтёнок» |
Октябрь |
«Губкинский – жемчужина Ямала»
|
Выставка альбомов и открыток о Губкинском |
Беседа: «Здоровый образ жизни» |
Общегородская выставка работ художников г. Губкинского |
Ноябрь |
«Край, в котором мы живём» |
«Северные мотивы» |
Выставка детских работ из природного материала «Северное сияние» |
Музей на колёсах: «Природа Ямальского края» |
Декабрь |
«Оформление фотостенда: «Город, который я люблю» |
Выставка рисунков «Улица, на которой я живу» |
Природоохранная акция: Сохраним елку-красавицу наших лесов |
«Как основался наш город» |
Январь |
«Соседи. Лесные ненцы» |
«Север – край суровый» |
«День заповедников ЯНАО» |
Проект «Соседи. Лесные ненцы» |
Февраль |
«След моих родителей в жизни моего города» |
Фотовыставка «Профессии Губкинцев»
|
«Мастерим вместе»- работа из бросового материала |
Экспозиция «Север – судьба моя» |
Март |
«Животные севера» |
«Царство природы» репродукции |
Экскурсия «В мире животных» |
Переносная этнографическая мини-экспозиция: «Тайку – путешественник». Знакомство с традиционной материальной и духовной культурой лесных ненцев |
Апрель |
«Достопримечательности города» |
Фотовыставка «Твой дом – твой город» |
Городская экологическая акция: «Дарите людям радость» |
Проект «Россия – Сибирь – Губкинский» |
Май |
«Как прекрасен этот мир»
|
Выставка литературы: «Я познаю мир» |
Выставка «Богатство моего края» |
Краеведческая выставка «Чем богат наш край родной» |
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
Тема: « Какой бывает вода»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к среде обитания и необходимость сохранения чистоты водоемов.
Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с водой и с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой или кипятильник, стекло или зеркальце, акварельные краски.
Опыт 1. "Вода прозрачная"
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Вывод.'вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 2. "У воды нет вкуса"
Предложить детям выпить немного воды. Есть ли у нее вкус? Очень часто дошкольники говорят, что вода очень вкусная. Дать им попробовать для сравнения молоко, компот или сок. Если они все же не могут сделать вывод, еще раз вернутся к воде. Дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, неверное, с точки зрения свойств воды, представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое чувство, говорит: «Какая вкусная вода », хотя на самом деле вкуса не ощущает. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней растворено много разных солей. Ее человек пить не может.
Опыт 3. " У воды нет запаха п
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она бала безопасной для нашего здоровья.
Опыт 4. "Лед - твердая вода"
Если опыт проводится зимой, предложить детям во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принести сосульку в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал именно за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделать кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети следят за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомнить опыт по предыдущей теме.
Взять одну большую сосульку (один большой кубик льда ) и несколько маленьких. Проследить, что растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега.
Вывод: лед, снег - это тоже вода.
Опыт 5. "Пар - это тоже вода "
Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Теперь нужно доказать, что пар - это тоже вода. Поместить над паром стекло (зеркальце). Через некоторое время на нем выступят капельки воды, показать их детям, дать потрогать.
Вывод: пар - это тоже вода.
Опыт 6. "Вода - жидкая, может течь "
Дать детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой - и предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему?Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того чтобы дети лучше поняли, что такое "жидкость", предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. " Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он ...(дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель….(ответ детей) густой".
Вывод: вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 7. "В воде одни вещества растворяются, другие - нет "
Взять два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешаем. Что произошло теперь? В каком из стаканчиков песок растворился?
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Вывод: одни вещества (сахар, соль) в воде растворяются, другие — нет.
Творческие задания
1. Что случилось бы с нашими блюд