Краткая аннотация: Проект «Эколого-географическая тропа «В гармонии с природой» направлен на формирование у обучающихся:
- основ экологической культуры, соответствующих современному уровню экологического мышления, опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях;
- универсальных учебных действий: исследовательских, информационных, коммуникативных;
- общественной и творческой активности обучающихся через возможность личного участия в природоохранных акциях и конкурсах.
Экотропа - один из важнейших компонентов развивающей среды школы, она дает возможность ученику наглядно познакомиться с разнообразными процессами в природе, получить навыки проведения экологических исследований, определить местные экологические проблемы и по-своему решить их, начиная с начальных классов. Изучать взаимосвязи компонентов природных комплексов по маршруту экотропы можно в процессе индивидуальной и групповой исследовательской работы. Также возможно использование данной развивающей зоны для занятий с воспитанниками детского сада «Лесовичок» для проведения экскурсий и занятий ознакомления с окружающим миром.
Проект «Эколого-географическая тропа «В гармонии с природой»
Введение новых образовательных стандартов обозначило проблему организации внеурочной деятельности школьников. Перед нами встали следующие вопросы:
Проанализировав возможности нашей школы, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным и перспективным для нас является развитие экологического направления. Кроме того, наши предположения подтвердили и результаты окружного мониторинга эффективности формирования ключевых компетенций в рамках реализации экологического образования.
Наша школа находится в лесной зоне поселка, поэтому мы решили расширить образовательное пространство, выйдя за пределы школьной территории и создать эколого- географическую тропу «В гармонии с природой», которая включает не только природные площадки для проведения практических работ в учебное и внеучебное время (а это лес, болото, река, карьер, вырубка, горельник), но и метеорологическую площадку. Считаем, что это позволит интегрировать общее и дополнительное образование. В этом видим нестандартность и инновационность нашего подхода к реализации экологического образования в школе.
Цель проекта: Создание эколого-географической тропы в рамках осуществления экологической здоровьесберегающей деятельности школы.
Задачи проекта:
- формировать у обучающихся основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, и опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- формировать универсальные учебные действия: исследовательские, информационные, коммуникативные;
- развивать творческую и общественную активность обучающихся через возможность личного участия в конкурсах и природоохранных акциях.
Сроки реализации проекта: 2 года (август 2012 года – август 2014 года)
Характеристика проекта
Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы включает в себя создание экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры и реализацию модульных образовательных программ. Одной из составных частей такой инфраструктуры является наличие пришкольной площадки, кабинета или лаборатории для экологического образования. Поскольку школа находится в лесной зоне поселка, то наиболее выигрышным именно для нас будет реализация экологического образования через создание и организацию деятельности экологическо-географической тропы (далее - экотропа), включающей участки для проведения практических занятий по биологии, экологии, географии и метеорологическую площадку. Кроме того, выбор трассы экотропы совпадает с давно используемым маршрутом и не требует значительного капитального благоустройства.
Экотропа – один из важнейших компонентов развивающей среды школы, она позволяет ученику наглядно познакомиться с разнообразными процессами в природе, получить навыки экологических исследований, определить местные экологические проблемы и по-своему решить их, начиная с начальных классов. Использование экотропы возможно для реализации практической части рабочих учебных программ по биологии, географии, окружающему миру и т.д.; для проведения экскурсий во внеурочное время; для организации индивидуальной и групповой работы над исследовательскими проектами (изучение взаимосвязей компонентов природных комплексов леса, болота, реки, карьера, вырубки, влияния человека на природные комплексы и т.п.); для расширения спектра форм внеурочной деятельности (например, Клуб любителей природы); для формирования у обучающихся опыта социального проектирования (во внеурочной деятельности). Формой организации внеурочной деятельности, обеспечивающей сочетание разнонаправленных интересов обучающихся при рассмотрении экологических проблем, мы видим клуб по интересам. Это позволит обеспечить максимально широкий охват обучающихся экологическим образованием. Наличие метеорологической площадки создаст условия для отработки практических навыков ведения продолжительного по времени исследования в рамках уроков географии и окружающего мира.
Также возможно использование данной развивающей зоны для занятий с воспитанниками МКДОУ «Детский сад «Лесовичок» п. Ягельный для проведения экскурсий и занятий ознакомления с окружающим миром.
Проект построен на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как здоровье человека, экологическая грамотность и экологическая культура, здоровый и экологически безопасный образ жизни. Экологическая культура выступает как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности человека в окружающей среде.
Основные этапы реализации проекта
Таблица 1
Номер и наименование групп мероприятий и мероприятия |
Результаты |
Сроки реализации |
Дальнейшее использование результатов |
1. Подготовительный этап (август – октябрь 2012г.) |
|||
1.1. Изучение теории и практики по рассматриваемому вопросу |
Будет сформирован банк методических рекомендаций для реализации проекта; повысится компетентность участников проекта в данном вопросе. |
август – сентябрь 2012 года |
Разработка маршрута и составление карты - схемы |
1.2. Разработка маршрута и составление карты - схемы |
Будет разработан маршрут тропы и схема метеоплощадки |
август 2012 года |
Оборудование маршрута тропы и метеоплощадки |
1.3. Выявление ресурсных и организационных условий по реализации проектной идеи |
Определены функциональных обязанностей участников проекта, оформлена заявки на приобретение необходимого оборудования на 2013 год; определены точек взаимодействия с социальными партнерами школы. |
август – сентябрь 2012 года |
Оборудование маршрута тропы на местности, привлечение к реализации проекта социальных партнеров, обучающихся и их родителей |
2. Практический этап (октябрь 2012г. – май 2014г.) |
|||
2.1. Оборудование маршрута экотропы на местности, метеорологической площадки |
Укреплены дорожки, проведена маркировка тропы, установлены информационные стенды, составлен паспорт тропы. |
октябрь 2012 года, май 2013 года |
Организация исследовательской работы обучающихся на основе возможностей экотропы, расширение спектра форм внеурочной деятельности по экологии, организация общешкольных экологических акций |
2.2. Обеспечение ресурсов для обслуживания экотропы и метеоплощадки |
Определен штаб экотропы, распределены обязанности по обслуживанию развивающей зоны |
ноябрь 2012 года |
|
2.3. Подготовка материала для организации деятельности обучающихся на экотропе |
Собран методический материал для организации деятельности экотропы |
ноябрь – декабрь 2012 года |
Проведение учебных и внеурочных занятий с обучающимися, проведение учебных исследований школьниками. |
2.4.Организация клубов по интересам для учащихся первой и второй ступеней обучения |
Сформирован план внеучебной деятельности, группы участников клубов по интересам |
январь 2013 года – май 2014 года |
Формирование у обучающихся основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, и опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
2.5. Организация исследовательской работы обучающихся на основе возможностей экотропы |
Увеличение числа обучающихся, участвующих в исследовательской деятельности. |
январь 2013 года – май 2014 года |
Анализ реализации проекта |
2.6.Организация участия обучающихся в общешкольных экологических акциях и конкурсах |
Формирование у обучающихся основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, и опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
январь 2013 года – май 2014 года |
Анализ реализации проекта |
2.7.Мониторинг сформированности у обучающихся основы экологической культуры, универсальных учебных действий |
Определены эффективность реализации проекта, коррекционные мероприятия |
Апрель 2013, 2014 года |
Коррекция проекта, анализ реализации проекта |
3. Рефлексивный этап (июнь – август 2014 года) |
|||
3.1. Анализ реализации проекта с выявлением проблем и оценкой изменений |
Определены эффективность реализации проекта, дальнейшие пути совершенствования экологического образования в школе |
Май – июнь 2014 года |
Презентация результатов проекта, разработка нового проекта |
3.2. Презентация результатов реализации проекта в рамках муниципальных и региональных мероприятий |
Опыт педагогического коллектива обобщен и распространен на муниципальном и региональном уровнях |
Июнь – август 2014 года |
Разработка нового проекта, совершенствование работы педагогического коллектива школы |
Основные показатели эффективности реализации проекта
Таблица 2
Наименование показателя |
Факт |
План |
|
2012 |
2013 |
2014 |
|
Наличие в учебном плане школы элективных, факультативных курсов экологической направленности |
4 |
4 |
5 |
Количество мероприятий экологической направленности, шт. |
5 |
7 |
8 |
Охват обучающихся учебно-исследовательской деятельностью экологической направленности, чел. |
5 |
8 |
10 |
Доля участников олимпиад, конкурсов по экологии, % |
10 |
15 |
20 |
Доля участников акций экологической направленности, % |
80 |
85 |
95 |
Сформированность у обучающихся основ экологической культуры, % / по результатам анкетирования |
60 |
70 |
85 |
Финансово-экономическое обоснование планируемых
объемов финансирования проекта (бизнес-план)
Таблица 3
Название статьи |
Общая сумма расходов, руб. |
|
средства бюджета |
другие источники финансирования |
|
1. Приобретение оборудования и сопутствующие расходы |
60 тыс. |
32 тыс. |
2. Курсы повышения квалификации |
16,5 тыс. |
9 тыс. |
3. Иные расходы |
5 тыс. |
5 тыс. |
Всего: |
81,5 тыс. |
46 тыс. |
В т.ч.: оборудование:
Вид оборудования |
Количество |
Стоимость каждого предмета |
Общая стоимость |
|
средства бюджета |
другие источники финансирования |
|||
Информационные стенды |
6 |
6000 |
30000 |
6000 |
Указатели, знаки |
15 |
400 |
|
6000 |
Беседка |
1 |
20000 |
|
20000 |
Школьная метеостанция с будкой |
1 |
30000 |
30000 |
|
Всего: |
|
|
60000 |
32000 |
повышение квалификации педагогов:
Тема повышения квалификации |
Маршрут |
Срок |
Кол-во чел. |
Стоимость ежедневн. (на 1 чел.) |
Проезд (руб. на чел.) |
Общая стоимость, руб. |
||
размещение (руб.) |
питание (руб.) |
средства бюджета |
др. источники финансирования |
|||||
Организация внеурочной деятельности школьников экологической направленности |
|
|
|
12000 |
4500 |
9000 |
16500 |
9000 |
Всего: |
25500 |
|
|
12000 |
4500 |
9000 |
16500 |
9000 |
иные расходы:
Вид расходов |
Общая стоимость, руб. |
|
средства бюджета |
другие источники финансирования |
|
Благоустройство тропы |
|
5000 |
Транспортные расходы |
5000 |
|
Всего: |
5000 |
5000 |
За первое полугодие 2012/2013 учебного года был разработан маршрут и составлена карта-схема экотропы, выявлены ресурсные и организационные условия по реализации проектной идеи, приобретена и установлена профессиональная метеостанция, начато оборудование метеоплощадки, закуплена и уже используется мини-экспресс-лаборатория «Пчелка». В содержательном плане введены новый развивающий курс «Азбука экологии» в 3 классе и во 2 классе в рамках внеучебной деятельности учебно-исследовательский модуль «Экологическая тропинка».
Начал свою работу «Клуб любителей природы» для учащихся начальный классов. Из наиболее заинтересованных старшеклассников создан штаб экотропы, распределены обязанности по обслуживанию развивающей зоны: поисковики, организаторы, изготовители, художники-оформители, экскурсоводы. Как видим, экотропа дает возможность каждому педагогу и каждому ребенку реализовать свои учебные, исследовательские, воспитательные и креативные способности.
Таким образом, комплекс административно-педагогических мер позволит достичь следующих результатов:
во-первых, будет расширен спектр форм внеурочной деятельности и дополнительного образования;
во-вторых, в учебном плане школы увеличится на 50% число элективных, факультативных, развивающих курсов экологической направленности на всех ступенях обучения;
в-третьих, в 2 раза увеличится охват обучающихся учебно-исследовательской деятельностью экологической направленности;
в-четвертых, вырастет на 50% количество участников олимпиад, экологических конкурсов, в том числе дистанционных;
а также все обучающиеся школы станут участниками экологических акций и мероприятий, и у 85% учащихся будет сформирована положительная мотивация к действиям по развитию своей экологической грамотности.