Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Формирование социально-трудовы...

Формирование социально-трудовых компетенций учащихся в специальной коррекционной общеобразовательной школе


Кораблева Ольга Викторовна
учитель социально-бытовой ориентировки
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа II; VIII видов»
г. Ноябрьск

Аннотация

В данной статье раскрываются вопросы теории, и практики формирования социально-трудовых компетенций учащихся в коррекционной школе на уроках социально-бытовой ориентировки. Для активизации познавательной деятельности учащихся и мыслительных процессов, повышения эффективности урока  применяются различные методы и приемы, соответствующие требованиям компетентному подходу к обучению детей с особыми образовательными потребностями.

 

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения. Эти перемены коснулись и коррекционной школы. На первое место вышла задача  формирования социально-трудовых компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья. Активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Ребенок с ОВЗ не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является важнейшей задачей обучения и воспитания, а также средством компенсации первичного дефекта.

В материалах современной модели развития образования до 2020 года поставлена стратегическая  цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Проекты специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья  рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование детей с ОВЗ, системой норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются такие дети. В соответствии с проектом СФГОС  максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет фор­мирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме [1].

Одним из предметов в учебном плане коррекционной школы, на котором решаются социальные задачи, является социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.). На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли связи, транспорта и медицинской помощи. Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.

В условиях отсутствия учебно-методического комплекта по предмету, компьютерных программ  учителю необходимо правильно выбрать методы и приемы обучения, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать их мыслительные процессы, повысить эффективность урока,  осуществить контроль знаний и практических умений учащихся.

Руководство учебно-воспитательным процессом не может успешно осуществляться, если оно не предполагает проведение контроля за уровнем усвоения знаний и формирования практических умений и навыков на уроках социально-бытовой ориентировки. Необходимо устанавливать, что усвоили ученики, какими умениями овладели, чтобы в процессе дальнейшей деятельности преодолевать пробелы, обеспечивать количественный и качественный рост приобретенных знаний и умений.

На уроках СБО ставится задача:

  • Обеспечить усвоение программных знаний и овладение необходимыми умениями каждым учеником.

Это возможно только при организации системы эффективной  и всеобщей проверки знаний и умений учащихся.

Методы контроля определяются требованиями всеобщности и целесообразности.

На уроках СБО необходимо проверять:

  • Усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, решая задачу, поставленную в рамках содержания материала;
  • Может ли ученик последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели;
  • Способен ли ученик осуществлять освоенные действия в свернутом виде.

Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется учителем путем бесед, устного и письменного опросов, тестирования.

Эффективными являются те формы опроса, которые работают на цель и задачи урока. На основе опроса учитель имеет возможность оценить знания учащегося, выставить оценку.

  Правильный учет знаний учащихся коррекционной школы  является довольно сложной задачей. Учащиеся коррекционной школы не всегда владеют речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности детей с интеллектуальными проблемами развития, необходимо использовать различные виды проверочных работ, а также применять различные способы учета знаний школьников. Планируя, организуя и проводя учет знаний и умений,  учащихся необходимо, анализируя различные стороны деятельности ученика, обязательно учитывать умения учащихся применять полученные знания на практике, в повседневной жизни.

Обычный опрос отдельных учеников не дает полного представления об усвоении всей группой содержания темы урока, об имеющемся багаже учебных сведений по ранее изученным темам. Поэтому на занятиях СБО представляется возможным использование контроля знаний учащихся с помощью тестовых заданий, что обеспечивает всеобщий опрос, не занимающий много времени. Данная форма контроля позволяет учителю получать объективные данные об усвоении познавательного материала всеми учениками класса. Анализ результатов выполнения тестовых заданий также дает возможность оказывать нуждающимся в этом  ученикам целенаправленную помощь.

Тестирование – активная и увлекательная форма проверки и самопроверки знаний, используемая в современной школе. Тесты составлены с учетом требований к знаниям и умениям учащихся, заявленным действующей программой по СБО.

Тестовый контроль проводится как по итогам определенных – четвертных, годовых отрезков времени, так и по темам. Тестовые задания имеют разный уровень сложности, т.к. контингент учащихся школы VIII вида разнороден по возможностям усвоения знаний. Один и тот же тест может быть предложен учащимся для проверки уровня усвоения учебного материала в начале прохождения темы, в середине и в конце работы по теме. Таким образом, имеется возможность отследить те моменты в усвоении программного материала, который по каким-либо причинам не усваивается детьми.

Тестирование используется для выявления индивидуальных различий учебных способностей учащихся и помощи учителю в определении и  оценке эффективности используемых приемов, форм и способов объяснения нового материала.

Тестирование учащихся, как и любая форма проверочной работы, требует определенной подготовки. В 5 классе обеспечивается обучение детей пониманию способа выполнения задания в виде теста. У обучающихся с особыми образовательными потребностями характерна тенденция  приступать к выполнению задания без должной предварительной ориентировки в нем, без анализа его условий и требований, без активной мыслительной работы над выбором правильного действия, правильного ответа, которые бы обеспечили успешность его выполнения. Особенно этап ориентировки сложен для самых слабых учащихся. Также следует принять во внимание тот факт, что одним из существенных недостатков умственной деятельности учащихся школ VIII вида является то, что не всегда они в состоянии понять прочитанный ими же самими текст, вопрос. Поэтому для предупреждения ошибок, вызванных недопониманием прочитанного, в период, предшествующий проверочной работе, включаются вопросы из тестовых заданий  в содержание уроков,  как в устной, так и в письменной форме, например, на отдельной карточке. Так учащиеся могут достаточно прочно усвоить значение типичных вопросов и формулировок [2].

Такого рода опросы могут проводиться на этапе проверки усвоения учебного  материала текущего урока, во время актуализации знаний, необходимых для объяснения нового материала, при повторении пройденного ранее материала.

При тестировании обязательной является точная формулировка вопроса или задания, желательно теми же словами или фразами, которые употреблялись на уроках. Поэтому тестирование для учащихся уже не будет чем-то абсолютно новым и незнакомым, а форма подачи задания и способ его выполнения не вызовут у детей затруднений.

При проведении тестирования учащихся, испытывающих затруднения в чтении и понимании прочитанного ими текста, учитель сам читает вопросы и предложенные ответы, а ученик выбирает из них правильный ответ и называет его. Эту работу лучше проводить индивидуально или  в то время, когда другие учащиеся работают самостоятельно.

Для фронтального тестирования учащихся необходимо подготовить тестовые карты на каждого ученика.

Оценка устных и письменных работ осуществляется по показателям:

  • «удовлетворительно», если верно выполнено от 40 до 60% заданий;
  • «хорошо» при выполнении от 60 до 90% заданий;
  • «отлично при выполнении от  90 до 100% заданий [3]. 

На занятиях по социально-бытовой ориентировке,  помимо контроля над уровнем  усвоения учебного материала, важно проводить отслеживание и контроль за формированием практических умений и навыков.  Так как требования рабочей программы, наряду с усвоением знаний,  подразумевают также овладение учащимися практическими умениями и навыками в различных областях жизни: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умения пользоваться предприятиями сферы обслуживания, приготовления пищи, пользования транспортом, устройства на работу и т.д. В этом направлении обучения школьники должны не только знать, как решается та или иная практическая задача, но и уметь выполнить эту работу, т.е. овладеть необходимыми практическими умениями и навыками.

Для отслеживания и контроля за формированием практических умений и навыков по темам учебной программы разработаны Карты определения социально-бытовых навыков и мотивации к их дальнейшему развитию.

Эти карты помогают правильно определить актуальное состояние практического умения, зону его ближайшего развития, определить стратегию работы по повышению мотивации ученика к овладению необходимыми умениями.

В начале учебного года в карте отмечается,  на каком уровне у учащихся находится сформированность данного социально-бытового умения, есть ли мотивация, понимание учеником необходимости овладения программными требованиями.

По мере прохождения программного материала в картах отмечается переход в овладении умениями (если он произошел) с одного уровня на другой, появилась ли у ребенка мотивация к овладению навыком, если ее не было, при необходимости проводится коррекционная работа.

 

Использованная  литература:

  1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. 

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения

  1. В.В. Воронкова С.А. Казакова Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе  VIII вида: пособие для учителя – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.
  2. С.А. Львова Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе  VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.
  3. Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), Москва, гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005 г.

В.В. Гладкая Статья «Социально-бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью», стр.13-20, журнал Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №1 2009 г.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт