Математика является предметом, обязательным для всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации, что обусловлено ролью предмета в интеллектуальном и общекультурном развитии человека.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Международные исследования показали, что школьники на высоком уровне овладевают предметными умениями, тогда как формирование общеучебных умений не происходит в должной мере. Вне учебного предмета универсальные учебные действия не сформируешь, поэтому, понимая их общий характер, учитель каждого предмета на конкретном содержании, может реализовать их с учетом специфики предмета [1].
Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].
Овладение учащимися УУД (личностными, регулятивными, общепознавательными и логическими; коммуникативными, знаково-символическими действиями) в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
В рамках школьного обучения математике под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить составные логические операции, а также простые логические действия такие как:
К настоящему времени в практике школьного обучения математике работа по развитию УУД, как психологической составляющей образовательного процесса, осуществляется стихийным образом. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование УЛД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень общения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.
Приведем примеры заданий и упражнений, направленных на формирование различных видов операций учебных логических действий у учащихся 6 класса.
Упражнение №1. "Подбери цифры" (подведение под понятие):
1) Подбери как можно больше цифр, которые можно отнести к группе рациональных (целых, натуральных и т.п.)
2) Соедини стрелочками подходящие по смыслу сочетания:
отрицательные числа 3,2; 6; -27; -3,2; 8; 4;...........
натуральные числа 9; 4; -126; 3; -4; 1;................
целые числа -3; -7; -8; -1; -15; -9..............
рациональные числа -13; 64; 4; -13; -4;-64;..........
противоположные числа 2; 6; 7; 1; 11; 23; 68;...........
Упражнение №2. Необходимо выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые числа на группы. Инструкция: Перед тобой числа. Необходимо разделить их на общие группы, какие? 2; -3; -8,4; 6/5; 3; -6/5; -2; 8,4?
Основная задача, стоящая перед учителями математики, заключается в развитии умственных способностей учащихся, а не в заполнении ячеек их памяти огромным количеством формул, правил, законов. Современный учитель должен владеть технологиями обучения, направленными на активизацию познавательной деятельности школьников, требующими от них интеллектуальных усилий и продуктивных действий.
Обобщая вышеизложенное, можем сделать вывод, что логическое мышление развивается интенсивнее, если создавать на уроке атмосферу уважения, поощрять инициативу и стимулировать творчество учащихся, а система развивающих заданий позволяет привить интерес к предмету, дает более глубокое и полное понимание изучаемых тем, развивает мышление учащихся.
Литература
1. О стандарте второго поколения // Математика в школе. – 2009. – № 2. – С. 3–7.
2. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий. Standart.edu.ru/attachment.aspx?id=126