Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения. Педагоги всерьез озабочены этой проблемой. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами по формированию читательской компетентности обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Как сформировать у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения?
Формирование читательской компетентности обучающихся
в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов
Статья
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
На начальном этапе обучения в 1 классе важно научить ребенка читать, произнося верно все звуки в словах, поэтому работа по формированию читательской компетенции обучающихся заключается в том, чтобы правильно прочитать и понять прочитанную информацию детально. Но простое чтение, скучный процесс и для меня, и для детей, поэтому, чтобы рецептивный вид деятельности перешел в продуктивный, я использую разнообразные виды заданий с текстом, направленные на развитие обучающихся.
Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами. Предлагаю фрагмент урока по формированию читательской компетенции на уроке обучения грамоте. Тема урока «Буквы согласных звуков [г], [г`], [д], [д`]». Работа над осознанием текста начинается с рисунка, где обучающиеся закрашивают фрагменты рисунка определенным цветом соответствующие буквам согласных звуков. На рисунке получается собака. Определяем ее породу – дог.
Далее идет работа над отдельными словами из текста. Читаем слова слева направо и справа налево: дог, догу год.
Перед текстом даны слова, трудные для чтения: достаточно длинные и, главное, со стечением согласных. С учетом этой трудности предлагается задание «Найди и назови спрятанные слова». Таким образов, дети вначале читают простые по слоговому составу слова, потом уже – более сложные: друг – вдруг; возможные варианты слов в слове догадался: дог – гад – гадал – дал – дался и т.д. Такая работа интересна как читающим детям, так и не читающим. После этой работы читаем текст.
Для повторного перечитывания текста, я прошу ребят найти предложение соответствующее схеме: _____ _____ __ ____. (Бобы не милы догу). Почему?
При чтении текста первоклассники должны догадаться, хорошенько рассмотрев рисунок, почему же бобы не милы догу (производитель этих бобов – кот).
Затем ребятам предлагается выбрать имя догу:
Бобик, Мурр, Лорд, Рыжик, Дружок.
Путем анализа приходим к выводу, что дога звать Лорд, т.к. другие имена: Бобик, Мурр, Рыжик, Дружок, ему не подходят. Это его кличка. Словарная работа: кличка – имя животного. Делаем вывод: клички животных пишутся с большой буквы.
Стимулом для перечитывания текста еще раз, служит вопрос:
- Как звали хозяина дога? (Вова, Володя, Владимир).
- У него было много хозяев? (Нет). Делаем вывод: это одно и то же имя.
- А у всех ли собак есть хозяин? (Этот вопрос заставил детей задуматься над проблемой бездомных животных, о том, что они нуждаются в нашей помощи, в нашем милосердии и любви).
Закончилась наша работа тем, что каждый нарисовал своего любимого домашнего питомца и составил про него рассказ.
Таким образом, работа по формированию читательской компетентности позволяет развивать у детей творческую активность, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.
Литература
Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.