Краткая аннотация
Проблема качественной подготовки детей к школе была актуальной всегда. И в наше время, когда в системе школьного обучения постоянно происходят преобразования, меняется содержание, увеличиваются требования к учащимся, она не потеряла своей значимости.
Несомненно, полноценная подготовка ребенка к предстоящим изменениям в жизни является одной из основных задач стоящих перед дошкольным образованием.
В статье описывается опыт апробирования программы факультативных занятий «Готовимся к школе» в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад «Золотая рыбка» города Ноябрьска, разработанной педагогом-психологом Петрушиной Светланой Анатольевной.
Готовимся к школе
Переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и «уязвимым». В жизни ребенка происходит много изменений: появляется новый социальный статус, возрастают предъявляемые к нему требования, увеличивается нагрузка, изменяется режим дня.
К сожалению, далеко не каждый ребенок легко переносит данные преобразования. Ежегодно результаты изучения адаптации первоклассников выявляют ребят, имеющих ту или иную степень дезадаптации.
Причины дезадаптации у каждого индивидуальны: это и ослабленный организм, и личностная незрелость, непонимание родителями тех процессов, которые происходят с ребенком, отсутствие поддержки со стороны близких, недостаточный интеллектуальный показатель, несформированная саморегуляция, высокий уровень тревожности и др.
Многолетний опыт работы показывает, что очень важным моментом для успешной учебы является уровень осведомленности ребенка о предстоящем обучении. Нередко бывает так, что окружающие взрослые вместо того, чтобы помочь ребенку полноценно подготовиться к школе, дать положительный настрой, вольно или невольно запугивают будущими возможными неудачами, приводя отрицательные примеры из практики, при этом, не давая вариантов выхода из возможных сложных ситуаций.
Несомненно, движущей силой в любом деле является сформированная мотивация. К сожалению, мониторинг успешности первоклассников чаще всего демонстрирует несформированность учебной мотивации, или наличие таких мотивов, как мотив внешнего принуждения, игровой мотив, мотив взрослости, мотив получения отметки.
Все перечисленное также является возможными причинами дезадаптации учащихся.
В целях полноценной подготовки дошкольников к будущим переменам в 2007-2008 учебном году в детском саду «Золотая рыбка» была разработана программа факультативных занятий для детей 5,5 – 7 лет «Готовимся к школе», реализация которой предполагает гармонизацию личностной структуры старшего дошкольника за счет работы с мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферой.
Программа построена с учетом возрастных особенностей детей 5,5 – 7 лет, предполагает использование разнообразных методов и приемов (например, сказкотерапии, игротерапии и т.д.) позволяющих создать непринужденную, позитивную атмосферу в которой каждый ребенок может раскрыть свои способности, развить те или иные качества личности.
Одна из особенностей программы заключается в том, что на каждом занятии присутствует атрибут – школьный звонок, который, как и в школе, звенит в начале и в конце занятия, что вносит дополнительный интерес и повышает мотивацию.
В структуру каждого занятия включена определенная история о школе, в которой рассказывается о школьной атрибутике, правилах поведения, ответственности, дружбе и многом другом. Опыт показывает, что данный метод является достаточно продуктивным, поскольку одной из возрастных особенностей дошкольного возраста является интерес к сказкам, необычным историям. С их помощью не только расширяется представление детей о будущей жизни, но и происходит коррекция тех или иных недостатков (несамостоятельность, безответственность, эгоизм…), дети приходят к пониманию того, что, чтобы добиться хороших результатов, необходимо работать над собой, развивать свои способности.
Помимо этого каждое занятие содержит блок заданий, направленных на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение, речь), являющихся неким фундаментом для усвоения знаний. Все упражнения носят игровой характер, стимулируют ребят к проявлению активности, творчества. Например, упражнение «Хитрый счет», которое заключается в том, что дети хором несколько раз считают до 10. Первый раз идет простой счет. Второй раз на счет «три» – три раза мяукают. Третий раз на счет «три» – три раза мяукают, на счет «пять» – пять раз топают ногами. Далее на счет «три» – три раза мяукают, на счет «пять» – пять раз топают ногами, на счет «семь»- семь раз хлопают в ладоши (для усложнения можно увеличить темп игры, можно менять задания, можно просить детей выполнить это задание индивидуально). Таким образом, не только закрепляется счет в пределах 10, но и развивается внимание, умение согласовывать слова с действиями, тренируется память. Интересным является упражнение «Я положу в мешок…». Инструкция: «Ребята, представьте себе, что у нас есть красивый большой мешок. Пока он совсем пустой. Мы сейчас будем складывать в него разные подарки для тех, кого очень любим, например, для мамы. Каждый может положить только один подарок, но прежде чем его назвать, нужно повторить все, что в мешке уже лежит. Например, первый игрок говорит: «Я положу в мешок цветы», следующий добавляет: «Я положу в мешок цветы и конфеты» и т.д.». В ходе упражнения тренируется слуховое запоминание, внимание, закрепляются обобщающие понятия. Оригинальность данного упражнения заключается в том, что можно задавать любую тему на усмотрение ведущего или по желанию детей (школьные принадлежности, овощи, фрукты, посуда, игрушки, животные и т.д.).
Способность легко и быстро адаптироваться к новым условиям в значительной степени зависит от умения общаться. Поэтому структура программы предполагает общие круги перед основной частью и в конце занятия, где ребята рассуждают, на заданную тему, например, о домашних обязанностях, высказывают свое мнение по тому или иному вопросу, обсуждают результаты заданий, выполняют различные упражнения, направленные на взаимодействие. Одним из примеров такого задания является упражнение «Бабочки». На столе перед детьми лежат не раскрашенные половинки бабочек, перевернутые рисунком вниз. Ребятам предлагается взять по одной детали, рассмотреть рисунок и найти того, у кого находится вторая половинка. Затем в парах с помощью цветных карандашей дети должны раскрасить свои половинки так, чтоб соединив их, получилась настоящая красивая бабочка. По окончании выполнения задания бабочки приклеиваются на лист ватмана, и ребята могут дополнить рисунок разнообразными деталями: цветами, травкой и т.д. В итоге получается общая работа в ходе которой дошкольники учатся договариваться между собой, координировать свои действия, добиваться цели.
Таким образом, результатом реализации программы факультативных занятий «Готовимся к школе» является: расширение представлений дошкольников о внутреннем устройстве школы (правилах поведения, школьных принадлежностях и т.д.); развитие основных психических функций; развитие коммуникативных навыков, способствующих успешной социализации в детском коллективе; формирование внутренней позиции будущего школьника. На протяжении всего срока реализации программы результаты диагностики готовности дошкольников к обучению в школе демонстрируют 100% функциональную готовность.
Программа факультативных занятий имеет положительную рецензию кандидата психологических наук, доцента кафедры общей и социальной психологии Тюменского государственного университета Андреевой О.В.
В 2012 г. программа «Готовимся к школе» стала лауреатом Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», и получила гриф Федерации психологов образования России «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях».