ИСТОРИЯ РЕБЁНКА КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ
Болотова Олеся Ильясовна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Многопрофильный лицей», г. Муравленко
Многопрофильный лицей – это школа третьей ступени. Каждый год ученический коллектив лицея обновляется на пятьдесят процентов. Это всегда новые, всегда разные дети со своими жизненными историями и опытом. По сути, к нам приходит молодой человек с определённым багажом знаний, качеств, умений, навыков.
При поступлении в старшую школу, помимо стандартного набора документов, многие ребята приходят с характеристикой, составленной классным руководителем или социальным педагогом, содержание которой исходит обычно из информации о том, как ребёнок учится, чего добился, его поведение в классном коллективе и набор качеств, порой не связанных между собой. Какую информацию получаем мы? (Прилежный – значит, учился хорошо, ответственный – выполнил какое-то поручение классного руководителя, лидер – принимал участие в мероприятиях, если состоял на учёте – совершил какое-то правонарушение, имеет низкие учебные результаты – значит, учился плохо и др.). О том, есть ли у ребёнка затруднения в общении, эмоциональное состояние, проблемы, интересы вне учебы и взаимоотношения в семье, об этом педагоги часто умалчивают: «Зачем портить характеристику ученику, её ведь всё равно мало кто читает». То есть такая информация носит формальный характер и описывает набор качеств, но никак не проблемные зоны и причины их появления. И это, к сожалению, проблема, с которой мы сталкиваемся ежегодно. А если ребенок прибыл в лицей без характеристики, то информацию о нём мы черпаем в социальных сетях, на ПМПК, которая проводится ежегодно в октябре (больше месяца ребёнок уже проучился в учреждении!). Вашему вниманию я предлагаю посмотреть пример характеристики, представленной нам в прошлом году, в которой информация носит формальный характер, и, наблюдая за поведением ребёнка, мы можем сказать, что она не соответствует действительности.
В характеристике, представленной школой читаем: «Молодой человек старательный; обучается в основном на «три»; занимает активную жизненную позицию; имеет друзей как в школе, так и вне её; пропусков без уважительных причин нет; уважительно относится к педагогам и т. д.»
Информация, полученная из социальных сетей и в период адаптации: низкая учебная мотивация, отказывалась отвечать у доски, в событиях и мероприятиях участия не принимала, в шестом классе потеряла отца (событие сильно сказалось на ребёнке), в классе подруг не было, часто конфликтовала с учителем русского языка, после 8 класса наблюдались уходы из дома. Взаимосвязь с мамой после смерти отца потеряна.
А если бы мы владели информацией о том, какие события повлияли на этого ребёнка, о ситуациях, при которых ребёнок достиг успеха либо неуспеха, о причинах возникновения той или иной проблемы, то уже на старте обучения в старшей школе смогли бы организовать индивидуальную работу (план, карта) по коррекции проблемных зон, поиска тех видов деятельности, образовательных ресурсов, в которых молодой человек занял бы осмысленную, активную и деятельную позицию, получил опыт и испытал ситуацию успеха.
Так что же такое история жизни ребёнка? Чем отличается она от характеристики? Обсуждая с коллегами этот вопрос, мы пришли к тому, что история – это описание жизни ребёнка с момента рождения, это та часть жизни человека, которая помогла бы определить проблемные зоны и возможные причины их возникновения, определить точки роста, это то, как ребёнок живёт в социуме, взаимодействует с людьми разного возраста, вероисповедания.
Для нас написание истории жизни ребенка – это часть работы, в создании которой будут принимать участие классные руководители, социальные педагоги, психологи.
Да, у нас нет готовых написанных историй, это то, чему нужно учиться, то, над чем нужно работать.
Поэтому следующие наши шаги:
Уверена, что, научившись писать истории, мы сможем восполнить дефициты и внести корректировку в его жизненный сценарий, что в будущем приведёт его к счастливой и успешной жизни.