Краткая аннотация
В статье "К вопросу о проектировании современного урока (из опыта работы по опережающему введению ФГОС)" представлены элементы опыта работы МБОУ "Гимназия №1" муниципального образования город Ноябрьск в рамках пилотной площадки по опережающему введению ФГОС НОО и ООО. Раскрыты некоторые аспекты педагогической деятельности в условиях введения ФГОС. Представлены рабочие инструменты - технологическая карта урока и карта наблюдения урока, которые могут быть использованы в практической деятельности педагогов и образовательного учреждения для решения задач, поставленных ФГОС.
К вопросу о проектировании современного урока
(из опыта работы по опережающему введению ФГОС)
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования– одно из направлений инновационной деятельности МБОУ «Гимназии №1» муниципального образования город Ноябрьск. С 2010 года в Гимназии осуществлялось опережающее введение ФГОС начального общего образования. В сентябре 2012 года в статусе пилотной площадки Гимназия приступила к реализации ФГОС основного общего образования.
Требование ФГОС обеспечить достижение каждым школьником современных образовательных результатов обусловливает новые требования к профессионализму педагогов. Они в первую очередь связаны с готовностью педагогов решать задачу формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).
Понимают ли это педагоги? Результаты анкетирования учителей Гимназии показывают, что главным изменением, которое должно произойти в деятельности педагога с введением Стандарта, по их мнению, должно стать изменение подхода к организации урока. При этом признают, что наибольшие затруднения испытывают в вопросах формирования и оценивания метапредметных результатов.
Вот почему в условиях опережающего введения Стандарта система методической работы в Гимназии приобрела выраженную ориентацию на формирование у педагогов компетентности в вопросах развития УУД. Считаем, что наиболее плодотворной эта работа становится при наличии научного руководства.
Так, в частности, под руководством доктора педагогических наук О.Н. Крыловой, заместителя директора по научной работе РАО ИПО, для педагогического коллектива Гимназии были проведены научно-практические семинары «Универсальные учебные действия как новый тип образовательных результатов» и «Проектирование урока, реализующего цели формирования универсальных учебных действий». Участие в семинарах позволило учителям приобрести теоретические знания, а главное, практические навыки по использованию технологической карты урока как инструмента проектирования образовательного процесса.
Сам термин проектирование не является традиционным для педагогов. Наряду с новыми методическими понятиями конструирование и сценирование урока он пришел на смену привычному нам планированию. Проектирование (от лат. projectus, буквально – брошенный вперёд) – процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Дидактическое проектирование – это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.
Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока, реализующего требования ФГОС:
- осуществление целеполагания не как обозначение ориентиров в собственной обучающей деятельности, а как определение результатов образования ребенка (результатоориентированные цели в виде системы универсальных учебных действий);
- переход от определения (планирования) последовательности своей собственной деятельности к продумыванию совместной деятельности учителя и ученика;
- смена собственной позиции обучающего-информирующего на позицию создающего условия (образовательную среду) для учения, т.е. освоения и присвоения содержания образования ребенком.
Важной частью семинара «Проектирование урока, реализующего цели формирования универсальных учебных действий» стал практикум по составлению (конструированию) технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Технологическая карта урока рассматривается методистами как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. В дидактическом контексте она представляет собой проект учебного процесса, в котором дано его описание от цели до результата.
Приведем фрагмент технологической карты урока, разработанной учителем основной школы.
Технологическая карта урока
Автор, разработчик |
Проходская Л.И. |
Предмет |
биология |
Класс |
5 класс |
Тип урока |
Урок изучения нового знания (открытия нового знания) |
Технология урока |
Технология развития критического мышления |
Тема |
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность |
Цель |
Достижение обучающимися метапредметных и предметных результатов. Предметные результаты: ... Метапредметные результаты: Личностные УУД ...Регулятивные УУД ... Познавательные УУД... Коммуникативные УУД... |
Этапы урока |
Планируемые результаты |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Вводный этап. Вызов. |
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое - определять критерии изучения бактерий
Личностные УУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
|
4. Предлагает учащимся составить план изучения бактерий. |
1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
2.Поочередно высказывают свое мнение, разгадывают слово и формулируют тему урока.
3.Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются и заполняют таблицу.
4. Предлагают пункты плана изучения бактерий. |
||||
Основной этап. Осмысление. |
Метапредметные результаты Познавательные УУД: - работать с информационными текстами ... Коммуникативные УУД: -работать в группе ... Предметные результаты - знания о строении бактерий, ... |
1. Предлагает учащимся: - распределиться по группам; - вспомнить содержание памятки "Работа в группе".
2. Дает задание каждой группе: ....
|
1.Распределяются в группы. Организуют работу в группе, опираясь на памятку "Работа в группе".
2. Планируют работу и выполняют задания в группах: ... |
||||
Заключительный этап. Рефлексия. |
Предметные результаты: ...
Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом ... Личностные УУД: - оценивать собственный вклад в работу группы - осознавать личностный смысл предметных знаний
|
1.Организует выступления групп
2. Дает задание классу: в ходе выступления групп выполнить в рабочей тетради задания
3. Предлагает заполнить вторую часть таблицы «Знаю»
5.Предлагает обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность
6. Предлагает учащимся подумать над вопросом, каким образом в повседневной жизни они сталкиваются с деятельностью бактерий. |
2. Представители групп выступают с отчетом о выполнении заданий. 2. Учащиеся слушают отчеты и выполняют задания в рабочей тетради.
4. Делают выводы, что нового они узнали о бактериях. Заполняют таблицу. 5. Осуществляют взаимооценивание и самооценивание деятельности.
6. Приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о практической значимости знаний о бактериях. |
Как видим, технологическая карта структурирована в логике системно-деятельностного подхода, т.е. отражает деятельность учителя, деятельность учеников и планируемые результаты образовательного процесса. Сама структура карты нацеливает учителя на осознанный подход к планированию процесса формирования образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных): на каком этапе урока, какой своей деятельностью, организацией какой деятельности учеников, какие результаты могут быть сформированы. В карте в целостном и наглядном виде представлен весь процесс деятельности и достаточно детально прописаны отдельные действия учителя и учеников в последовательности от цели к результату. Важно обратить внимание на фиксацию деятельности как субъект-субъектного взаимодействия через координацию и синхронизацию действий всех субъектов. Как ни странно, это вызывает затруднения у педагогов. Основная же трудность в проектировании урока на основе технологической карты заключается для учителя в переосмыслении собственной деятельности: как я могу учить детей именно способам действий? Что я могу и должен делать на каждом конкретном уроке для того, чтобы у детей формировались универсальные учебные действия? В поиске ответа на этот вопрос и состоит инновационность деятельности педагогов на современном этапе развития образования.
Технологическая карта урока не является нормативным документом и, значит, обязательным. Но, как показывает практика, целесообразность составления и использования технологических карт заключается в том, что эта работа помогает учителю организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, т.е. как процесс, формирующий универсальные учебные действия. С этих позиций карта действительно становится рабочим инструментом учителя. При условии неформального подхода к составлению технологических карт педагог может выстроить систему работы по достижению обучающимися планируемых результатов, эффективно контролировать и корректировать этот процесс. Не будем лукавить, на начальном этапе эта работа требует немалых временных затрат, но по мере совершенствования навыков ее трудоемкость уменьшается. В настоящее время работа с технологическими картами продолжается.
Другим рабочим инструментом, который сегодня в нашем образовательном учреждении используют и педагоги и администрация, стала карта наблюдения урока с целью определения соответствия организации образовательного процесса требованиям Стандарта. Она применима как на этапе проектирования урока, так и на этапе реализации проекта урока. В ней заложены показатели реализации на уроке деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход задает ориентиры в педагогическом проектировании. И в первую очередь, он ориентирует учителя на организацию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся и учебного сотрудничества в целях обеспечения личностного и социального развития обучающихся. Деятельность школьников на уроке как специфическая для человека форма активности, включающая в себя постановку цели, выбор средств, выполнение действий, оценку результата - и есть показатель качества урока с точки зрения осуществления деятельностного подхода.
Карта наблюдения урока (анализа/самоанализа)
Параметры урока |
Критерии оценки |
Оценивание
|
Определение темы урока. Постановка целей и задач. |
Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует. |
0 |
Определение темы и целеполагание осуществляется только учителем. |
1 |
|
В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся. |
2 |
|
Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности. |
Этап планирования отсутствует. Деятельность по плану не осуществляется. Учащиеся выполняют ряд задач. |
0 |
Работа ведется по плану, предложенному учителем. |
1 |
|
Учитель организует планирование обучающимися способов достижения намеченной цели. Учебные действия осуществляются по намеченному плану. |
2 |
|
Форма взаимодействия при осуществлении практической деятельности. |
Применяется фронтальный метод организации деятельности. Оценка результатов деятельности обучающихся не осуществляется ни в какой форме. |
0 |
Применяется преимущественно фронтальный метод организации деятельности. Учитель осуществляет контроль и коррекцию хода и результатов. Оценка результатов осуществляется только учителем. |
1 |
|
Учитель организует деятельность обучающихся, применяя групповой и индивидуальный методы. Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися (самооценка, взаимооценка). |
2 |
|
Подведение итогов деятельности. |
Подведение итогов деятельности не осуществляется ни в каком виде. |
0 |
Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили. |
1 |
|
Учитель организует рефлексию деятельности. |
2 |
В последнее время по мере осмысления педагогической общественностью современных требований к образованию и накопления опыта в условиях введения ФГОС в профессиональных изданиях появляется все больше публикаций об инструментарии, который необходим для решения поставленных задач. Каждый новый материал помогает нам в совершенствовании собственной деятельности. Надеемся, что и эта статья будет полезна коллегам, имеющим определенный опыт работы или только приступившим к реализации Федеральных государственных стандартов общего образования.
Список литературы