Аннотация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме: «Компас.Ориентирование по компасу» ( УМК: Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова).
Урок продолжает систему уроков окружающего мира по разделу «Планета Земля». Основа урока - деятельностный подход, направленный на развитие и формирование УУД. Познавательные: самостоятельное определение темы и задач учебного занятия; логические универсальные действия: наблюдение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, классификация объектов, выдвижение гипотез, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей, рассуждения, доказательства, проблемные вопросы, удивительные факты. Регулятивные: планирование, контроль, самоконтроль.Коммуникативные: владение диалогической формой речи, умение выражать свои мысли, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; деятельность в группах формирует коммуникативную компетентность.Личностные: жизненный опыт детей, ситуация успеха, положительное отношение к процессу познания (удивление, желание больше узнать), проведение рефлексии путём осознания смыслообразования учения.
Урок окружающего мира по теме:Компас.Ориентирование по компасу.
Практическая работа №6 «Изготовление примитивного компаса».
Предметные результаты:
Научится: Различать основные стороны горизонта. Определять направление с помощью устных команд. Знакомиться с правилами пользования компасом. Определять основные стороны горизонта по компасу.
Получит возможность научиться: Различать основные стороны горизонта(промежуточные направления). Ориентироваться на местностис помощью команд (вперед, назад, вправо, влево) или называния сторон горизонта.
Оборудование: видеофрагмент мультфильма; презентация; компасы; швейная игла, магнит, нитки, лист бумаги; задания для групповой работы и необходимый материал; компас «настроения (20 шт.).
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Оргмомент. |
-Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, Начинается урок. |
Дети готовы к уроку.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Постановка проблемы. |
-Внимание на экран. - Ребята, что случилось с Машей? -Как вы считаете, необходимо ей помочь? -Что предлагаете? |
Дети просматривают видеоролик. Варианты ответов (Маша заблудилась). Дают советы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Работа над новым материалом. |
1) -Обратите внимание на предметы, которые лежат на ваших столах в стаканчиках. Может они нам помогут? Предлагаю при помощи этих предметов провести практическую работу, результат которой поможет Маше найти верный путь домой. -Согласны? -Работать будем в парах по определённому алгоритму. -Для начала вспомним правила работы в паре.(слайд) 1.Работать должны оба. 2.Один говорит, другой слушает. 3.Своё несогласие высказывай вежливо. 4.Если не понял – переспроси.
-Внимание на экран.(слайд) Алгоритм: При выполнении практической работы соблюдай технику безопасности с колющими предметами. Будь осторожен! 1.Положите иглу на магнит, чтобы она намагнитилась. 2.Возьмите листок с ниткой. 3.Проткните намагниченной иглой листок по центру. 4.Держа за конец нити, дайте бумаге свободно повиснуть.
-Ребята, бумага на нитке покрутится, а затем установится в каком-то определённом положении. Дайте своему товарищу – пусть он попробует покрутить нитку. -Ребята, как вы думаете, а что это мы с вами сделали? -А что это такое? -Давайте сверим свои высказывания с авторскими в учебнике. Откройте учебник на с.81. Прочитайте запись, выделенную жирным шрифтом. -Так что же такое компас?
-Ребята, сейчас вы своими руками сделали простейший компас. Концы иглы указывают на два направления: север и юг. Это так? Попробуйте.
-Я думаю, вы догадались о теме нашего урока? Назовите её. Компас. Ориентирование по компасу.(слайд)
-Помогите мне сформулировать цели нашего урока. Вставьте недостающие слова.(слайд)
А. Познакомиться с устройством … и правилами пользования. Б. Определять основные стороны горизонта по … . В. Научиться … по компасу.
-Давайте посмотрим, что у нас получилось.(слайд)
А. Познакомиться с устройством компаса и правилами пользования. Б. Определять основные стороны горизонта по компасу. В. Научиться ориентироваться по компасу.
-Какие молодцы! Весь наш урок мы с вами построим на достижение этих целей.
-Давайте вернёмся к Маше. Известно, что заходила она в лес, направляясь на север. Возьмите свой компас. Если бы у Маши был такой прибор, то в какую сторону ей следует идти домой? -Почему? -Как вы считаете, мы помогли Маше? Молодцы! -Но ведь не всегда у нас есть возможность иметь под рукой эти предметы? Может есть другой выход?
2)-Да, наверняка, многие из вас видели настоящий прибор.(слайд) Первый компас был изобретён в Китае более 2000 лет назад. Он состоял из «ложки», которая делалась из магнитного железняка. «Ложка» крепилась на бронзовой пластине. При вращении её острый конец показывал на юг. Древние мастера называли компас «сызань» или «ведающий югом». С 17-18 веков компас получает широкое распространение среди мореплавателей. Первые компасы совсем не были похожи на теперешние, были очень громоздкие, но уже имели 4 основные стороны горизонта. В современном компасе появились промежуточные направления. Он стал небольшим. И практически в любой ситуации, в любых условиях поможет точно определить направление.
-Я думаю, настало время познакомиться с современным прибором для ориентирования, устройством и принципом работы.(слайд) -Как же устроен компас? Он состоит из: *Магнитной стрелки, один конец которой указывает на север, другой – на юг. Почему именно так? Земля – это большой магнит. Вы уже немного знаете о магнитных свойствах Земли. С севера на юг проходят невидимые магнитные линии, а т.к. стрелка компаса намагничена, она устанавливается по направлению этих линий. *Металлического стержня, на котором держится стрелка. *Шкала с делениями, на которую нанесены основные стороны горизонта. *Корпус.
-Предлагаю вам поближе рассмотреть устройство компаса (учитель раздаёт на парту один компас) -Рассмотрите прибор. Найдите: корпус, шкалу с делениями, стержень и магнитную стрелку.
-Ребята, а вы умеете этим прибором пользоваться? Почему? -Как думаете, кто нам может помочь? -Давайте обратимся за помощью к учебнику. С.82. -Прочитайте (по пунктам). Применим на практике.
-Постарайтесь установить компас на одном месте и не трогать его, только смотреть на направления.
-Ребят, напомните, какая была первая цель урока? Напомню её: Познакомиться с устройством компаса и правилами пользования. Достигли этой цели? Умницы! Идём дальше?
-Узнали как устроен компас, узнали правила. Может и всё на этом? -Вторая и третья цель? -Хотите научиться определять основные стороны горизонта по компасу и ориентироваться? А может получится и промежуточные стороны определить? Давайте попробуем. -Для этого предлагаю выполнить несколько заданий. 1. Определите, в каком направлении находится: * дверь * мой стол * окна класса * Стёпа * географ.карта на стене 2. В каком направлении я сейчас нахожусь? А сейчас? 3. Кабинет Е.К.? 4. А в каком направлении мы пойдём в пятницу в «Днепр»?
-Подведём итог этого этапа нашей работы. -Скажите, в повседневной жизни, где и когда вы можете воспользоваться полученными знаниями и умениями?
|
Дети озвучивают правила.
Работают по алгоритму, который «пошагово» проговаривает учитель, сопровождая свою речь показом.
Получают результат практической работы.
Высказывают предположения (компас) Работают с учебником. Читают определение по учебнику.
Дети сообщают тему урока.
Формулируют цели.
Ответы: на юг, в противоположную сторону. Доказывают.
Предположения детей.
Дети рассматривают.
Коллизия. Граница незнания.
Читает ученик.
Коллективная работа.
Используют в работе «розу ветров» (мера помощи)
Дети приводят примеры. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Первичное закрепление. |
-Ребята, действительно, ситуации в жизни бывают разные. Предлагаю вам сейчас поработать в группах, выполнив несколько интересных заданий. Заданий, направленных на применение полученных знаний как сегодня, так и ранее, а также на применение этих знаний в нестандартных ситуациях. -Для начала вспомним правила работы в группе.(слайд)
1.Выберите представителя группы.
Итак, задания для каждой группы находится в файле. Доставайте материал, знакомьтесь с ним и приступайте к работе. На работу 4 минуты. Успехов!
1 группа: Определите, какие предметы в классе находятся в данных направлениях. Запишите в таблицу.
3 группа: Подготовьте краткий рассказ о растении-компасе, прочитав текст «Палочка-выручалочка» из книги «Тайны далёкие и близкие» на с.55. Заполните таблицу.
2 группа: Найдите на карте наш родной Ноябрьск. Определите, в каком направлении от него находится г.Салехард? В каком направлении мы должны двигаться, чтобы попасть в столицу нашей Родины Москву? На Чёрное море? В г.Якутск, Омск? Заполните таблицу, поставив «+».
4 группа: Миша поехал с бабушкой на дачу на автобусе, на восток от города. Было очень жарко, и Миша опасался за бабушкино здоровье. Когда садились в автобус, он не растерялся и правильно выбрал место у окна. Догадайтесь и расскажите, с какой стороны (по ходу автобуса) они сели? Используя «розу ветров», наклейте картинку автобуса.
Проверка. Выступления ребят. Внимание! Отложите работу. Слушаем выступающих от групп.(слайд)
1 группа: Определите, какие предметы в классе находятся в данных направлениях. Запишите в таблицу.
2 группа: Найдите на карте наш родной Ноябрьск. Определите, в каком направлении от него находится г.Салехард? В каком направлении мы должны двигаться, чтобы попасть в столицу нашей Родины Москву? На Чёрное море? В г.Якутск, Омск? Заполните таблицу, поставив «+».
3 группа: Подготовьте краткий рассказ о растении-компасе, используя текст «Палочка-выручалочка» из книги «Тайны далёкие и близкие» на с.55. Заполните таблицу.
4 группа: Миша поехал с бабушкой на дачу на автобусе, на восток от города. Было очень жарко, и Миша опасался за бабушкино здоровье. Когда садились в автобус, он не растерялся и правильно выбрал место у окна. Догадайтесь и расскажите, с какой стороны (по ходу автобуса) они сели? Используя «розу ветров», наклейте картинку автобуса.
-Молодцы! Пригодились вам полученные знания? -А как думаете, чем закончилась история с Машей в мультфильме? Дедушка Эхо благополучно вывел её на дорогу, ведущую домой. Но так бывает только в мультфильмах. В жизни нужно быть очень осторожным. В лес ходить не только с компасом, но и со взрослыми или родителями. |
Работают в группах. Правила работы в группе.
Проверка. Выступления представителей от групп.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Итог. Рефлексия. |
-Какие открытия сделали для себя на уроке? -Чему научились? -Что показалось трудным? А интересным? -Предлагаю вам отобразить своё настроение на уроке на «Компасе настроения». Выберите подходящее для себя слово и нарисуйте стрелку. -Покажите друг другу. И мне. Может кто-то хочет высказаться? -И мне, ребята, было с вами интересно и радостно работать. Спасибо за работу! |
Подводят итог урока. Создают свой «компас настроения» |