От редактора
В данной подборке сведений мы опирались на статьи учителей, опубликованные в 3 номере электронного журнала. Все нижеприведенные понятия и имена фигурировали в статьях, но часто без объяснения и сносок. Видимо, учителя считают, что все, о чем они пишут и на кого ссылаются, доподлинно известно всему педагогическому корпусу. На самом деле это далеко не так, у каждого есть что-то свое новое или «хорошо забытое старое», надо уметь рассказать об этом так, чтобы на любой вопрос читающего в статье был ответ. Это как в классе всегда найдется любопытный мальчик и задаст вам вопрос: «А что такое, Мария Ивановна, су джок терапия?...»
Амонашви́ли Ша́лва Алекса́ндрович (род. 8 марта 1931 в Тбилиси) — советский, грузинский и российский педагог и психолог. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
Основные установки
Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции».
Основные методические подходы
Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
Аурикулотерапия (от греч. "auricula" - "ухо, ушко"). Разновидность акупунктуры (иглоукалывания). Наши предки были прекрасно осведомлены о том, что ухо концентрирует на своей поверхности множество активных точек, воздействуя на которые, можно исцелить то или иное заболевание. Ещё в третьем веке до нашей эры китайские учёные писали о том, что появление на ушных раковинах красноты, пузырьков и высыпаний свидетельствует о различных болезнях внутренних органов. Опыт китайцев впоследствии оказался заимствован в Европе. В 50-е годы XX века известный французский врач Поль Ножье во время исследования топографии уха пришёл к ошеломляющим выводам. Изучив локализацию на поверхности уха определённых точек, он выяснил, что механическое воздействие на те или иные участки уха эквивалентно воздействию на внутренние структуры организма в целом. Метод аурикулотерапии основан на раздражении отдельных зон кожи ушных раковин. Удивительный факт: на ушной раковине находится около 170 участков, являющихся проекциями наших внутренних органов. В эти участки вводятся специальные стальные либо золотые иглы. При попадании иглы в нужную точку появляется чувство тепла или холода, иногда ощущается лёгкое жжение. Иногда для усиления эффекта иглы оставляются в ушной раковине на 10–20 минут.
Давыдов, Василий Васильевич (1930—1998), доктор психологических наук, профессор, с 1992 г. был вице-президентом Российской академии образования. Наряду с Д.Б. Элькониным и Л.В. Занковым, культовая фигура в российской педагогике последних двух десятилетий.
В.В. Давыдов разработал теорию развивающего обучения. Подверг критике принцип наглядности в обучении, выступил против эмпирического (то есть, основанного на опыте) пути познания. Д. разработал теорию и практику новых способов построения школьных предметов и предложил новые методы обучения.
Основные положения педагогической теории В.В. Давыдова:
Эльконин Даниил Борисович (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив её роль в процессе развития ребенка ("Детская психология", 1960; "Психология игры", 1978).
Д. Б. Эльконин создал достаточно стройную систему периодизации психического развития ребенка, в основе которой лежал принцип «ведущей деятельности». Так в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. В подростковом возрасте, когда дети, как говорят их родители, "становятся трудными", ведущей деятельностью является интимно-личностное общение подростка со сверстниками. Авторитет родителей падает чуть ли не до нуля, тогда как авторитет ближайшего друга-ровесника сильно повышается. С приближением возраста юности, когда подросший человек начинает выбирать себе профессию, кончает школу и так далее, ведущей деятельностью становится "учебно-профессиональная". Эта теория Эльконина подвергалась резкой критике в советское время.
Эльконина-Давыдова система
Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
Обучение по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова строится в соответствии с тремя принципами:
В 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику. В 1994 году по инициативе и непосредственном участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация "Развивающее обучение", которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения. В 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова.
Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.
Занков Леонид Владимирович (1901 —1977) - советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор системы развивающего обучения, получившей его имя.
Дидактическая система Л.В. Занкова
Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х гг. ХХ столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников. Основными принципами её являются следующие:
Диссеминация (От англ. dissemination - разбрасывание, рассеивание, распространение). Этот термин обозначает особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.
Основные формы диссеминации:
1) накопление, обобщение, экспертиза и трансляция продуктов инновационного опыта, включающего создание банков инноваций, профессиональную экспертизу инновационных продуктов, обобщение информационных и методических материалов по авторским инновационным образовательным ресурсам;
2) тьюторская поддержка школ, осваивающих инновационный опыт победителей приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО);
3) формирование и обучение управленческих команд в школах, осваивающих инновационный опыт;
4) организация и стимулирование диссеминационной деятельности лучших школ и учителей через адресную поддержку отдельных приоритетных для муниципалитетов и региона инноваций, а также включение диссеминационной деятельности в планы работы муниципальных образований;
5) правовая поддержка деятельности по распространению инновационного опыта;
6) поддержка и развитие всех форм взаимодействия общеобразовательных учреждений – победителей ПНПО;
7) информирование и пропаганду в средствах массовой информации достижений лучших педагогов.
Имаготерапия (от лат. imago — образ). Психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле — вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению «лечебного» образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.
На первом этапе больному предлагается роль рассказчика либо слушателя. Первоначальная и основная форма И. — рассказ, поскольку пациент, вживаясь в образ, переживает все те чувства, которые воображаемое лицо должно испытывать в заданной ситуации. Образ для больного подбирается как лечебный фактор в соответствии с его психологическим содержанием. Наряду с пересказом литературного материала как основной формы работы, применяется также импровизированная инсценировка типичной житейской ситуации (театр экспромта). Задачей И. в этом случае является тренировка психологически адекватного поведения. Первоначальный курс И. занимает от 3 месяцев до полугода, чтобы за это время было полностью изложено содержание всего произведения. И. проводится в групповой и, реже, в индивидуальной форме. Больному предлагается ежедневно в течение 1-2 часов воспроизводить в поведении образ своего «Я» таким, каким он хотел бы стать. Постепенно продолжительность игры увеличивается, и желаемый образ становится в какой-то мере привычным поведенческим стереотипом больного.
К лечебным факторам, используемым в И., относятся отвлечение, убеждение, разъяснение, внушение, имитационное поведение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения. И. используется как метод лечения пограничных нервно-психических расстройств и способ реабилитации больного через его личностное развитие.
Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Восемь принципов инклюзивного образования:
Кине́зиотерапи́я (англ. Kinesiotherapy) — направление лечебной физкультуры. Наименование произошло от греческого слова kinesis — «движение» + терапия — «лечение», или лечение через движение. Это — самостоятельная медицинская дисциплина, опирающаяся на опыт и основывающаяся на всех остальных медицинских дисциплинах и включает в себя как теорию, так и методику физического воспитания, в которой лечение представляет собой психолого-педагогический процесc, протекающий между пациентом и терапевтом.
Кинезиотерапия является одной из форм лечебной физической культуры человека, когда, выполняя активные и пассивные движения, определённые упражнения лечебной гимнастики, достигается конкретный терапевтический результат. Кинезиотерапия являет собой научно-прикладную деятельность, в которой сочетаются знания медицины, педагогики, анатомии, физиологии, биохимии и т. д., с целью излечения, улучшения и поддержания в здоровом состоянии, профилактики от рецидивов и способствует психо-физическому комфорту личности.
Кинезиотерапия — это активный метод лечения, при котором больной полноценно участвует в оздоровительном процессе. Таким образом, возрастает мотивация, у пациента появляется вера в собственные силы и в то, что установлен контроль над болезнью, — что ускоряет восстановление.
«Лего» - известная во всем мире датская фирма по производству конструкторов для детей от 2-лет. Конструкторы на основе базового строительного кирпичика, выпускаемые с 1949 года датской транснациональной корпорацией Lego Group, продаются ныне более чем в 130 странах мира.
История возникновения и развития
Бренд Lego сформировался на базе частного деревообрабатывающего бизнеса. Основатель Lego Оле Кирк Кристиансен (Ole Kirk Kristiansen, 1891—1958) был плотником — и в 1932 году открыл небольшую столярную мастерскую в поселке Биллунд в Дании. Его 12-летний сын Годтфред Кирк Кристиансен был вовлечён в семейное дело, он предлагал жителям Биллунда гладильные доски, стремянки и стулья, сделанные отцом. Однажды Кристиансен-старший заметил, что сын забирает из мастерской деревянные обрезки. Он проявил любопытство и выяснил, что мальчик окрашивает их и меняется с другими детьми. Так в ассортименте фирмы появились деревянные игрушки, которые вскоре начали приносить бо́льший доход, чем вся другая продукция. Значительно стимулировало продажи то, что Оле Кристиансен позволял посещавшим его магазин детям играть с образцами товаров. Уже спустя год после запуска производства игрушки Кристиансена стали популярными во всей Северной Ютландии. В 1934 году Оле Кирк Кристиансен зарегистрировал собственную торговую марку Lego (от датск. lеg gоdt — дословно «играй хорошо», увлекательная игра). Позже Кристиансен узнал, что в переводе с латыни lego означает «я собираю». В фирме на тот момент работало не больше семи сотрудников. На стене плотницкой мастерской было написано: «Только лучшее достаточно хорошо». Эта фраза является официальным девизом компании и на сегодняшний день.
Искусственные пластические материалы в Lego стали использовать после 1947 года, когда за 30 тыс. датских крон была приобретена отливочная машина. В 1949 году ассортимент Lego включал 200 наименований игрушек, в том числе пластмассовые кубики, имеющие четыре или восемь шипов, названные «автоматически стыкующимися кирпичами» (Automatic Binding Bricks). В 1951 году пластмассовые игрушки составляли половину товарного портфеля компании.
В дальнейшем производство и маркетинг Automatic Binding Bricks курировал сын основателя компании Годтфред Кирк Кристиансен. Именно он в 1954 году провозгласил принцип универсального конструктора, то есть такого, элемент которого могут крепиться друг с другом множеством способов, позволяя создавать фигуры животных и людей, транспорт и т. д.
Реализовавшая этот принцип серия Lego Play System включала 28 строительных наборов и 8 комплектов деталей для сборки транспортных средств. Новшество имело феноменальный успех у потребителей, даже невзирая на то, что из-за несовершенства крепёжных элементов конструкции из кирпичиков были весьма неустойчивыми.
В 1958 году компания запатентовала stud-and-tube — способ сцепления деталей, который используется и в современных конструкторах Lego. Как следствие, выпущенные после 1958 года детали конструктора Lego свободно комплектуются с кирпичиками современных наборов. Директор по маркетингу «Лего» в России Ольга Ломбас рассказывает об этом:
Все кубики, которые произведены тогда, полностью и целиком соединяются с теми кубиками, которые произведены сегодня. Идеально совпадают и могут быть частью одного и того же набора. <…> Поэтому «Лего» можно оставлять в наследство. Никогда не надо выбрасывать, будут дети играть, потом внуки. Всё-всё пригодится.
Деревянные игрушки исчезли из ассортимента Lego уже в 1960 году. Их производство было прекращено после того, как сгорел дотла склад продукции. C 1964 года к конструкторам прилагается инструкция. В 1966 году Lego выпускала 57 наборов и 25 транспортных средств, производя в год 706 млн элементов.
Проведённый в 1980 году опрос, показал, что до 70 % западноевропейских семей, в которых были дети в возрасте до 14 лет, имели в доме хотя бы один набор кубиков Lego. К 2010 году выпущено более 440 млрд. деталей конструктора.