Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Краткий педагогический словарь...

Краткий педагогический словарь. Часть 1


Попов Ю.

От редактора

В данной подборке сведений мы опирались на статьи учителей, опубликованные в 3 номере электронного журнала. Все нижеприведенные понятия и имена фигурировали  в статьях, но часто без объяснения и сносок. Видимо, учителя считают, что все, о чем они пишут и  на кого ссылаются, доподлинно известно всему педагогическому корпусу.  На самом деле это далеко не так, у каждого есть что-то свое новое или «хорошо забытое старое», надо  уметь рассказать об этом так, чтобы на любой вопрос  читающего в статье был ответ. Это как в классе всегда найдется любопытный мальчик и задаст вам вопрос: «А что такое, Мария Ивановна, су джок терапия?...»

 

Амонашви́ли Ша́лва Алекса́ндрович (род. 8 марта 1931 в Тбилиси) — советский, грузинский и российский педагог и психолог. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки

  • Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  • Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
  • Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  • Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции».

Основные методические подходы

  • Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
  • Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.
  • Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.
  • Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

 

Аурикулотерапия  (от греч. "auricula" - "ухо, ушко"). Разновидность акупунктуры (иглоукалывания).  Наши предки были прекрасно осведомлены о том, что ухо концентрирует на своей поверхности множество активных точек, воздействуя на которые, можно исцелить то или иное заболевание. Ещё в третьем веке до нашей эры китайские  учёные писали о том, что появление на ушных раковинах красноты, пузырьков и высыпаний свидетельствует о различных болезнях внутренних органов. Опыт китайцев впоследствии оказался заимствован в Европе. В 50-е годы XX века известный французский врач Поль Ножье во время исследования топографии уха пришёл к ошеломляющим выводам. Изучив локализацию на поверхности уха определённых точек, он выяснил, что механическое воздействие на те или иные участки уха эквивалентно воздействию на внутренние структуры организма в целом. Метод аурикулотерапии основан на раздражении отдельных зон кожи ушных раковин. Удивительный  факт: на ушной раковине находится около 170 участков, являющихся проекциями наших внутренних органов. В эти участки вводятся специальные стальные либо золотые иглы. При попадании иглы в нужную точку появляется чувство тепла или холода, иногда ощущается лёгкое жжение. Иногда для усиления эффекта иглы оставляются в ушной раковине на 10–20 минут.

 

Давыдов, Василий Васильевич (1930—1998),  доктор психологических наук, профессор,  с 1992 г. был вице-президентом  Российской академии образования.  Наряду с Д.Б. Элькониным и Л.В. Занковым, культовая фигура в российской педагогике последних двух десятилетий.

В.В. Давыдов разработал теорию развивающего обучения. Подверг критике принцип наглядности в обучении, выступил против эмпирического (то есть, основанного на  опыте) пути познания. Д. разработал теорию и практику новых способов построения школьных предметов и предложил новые методы обучения.

 Основные  положения педагогической  теории В.В. Давыдова:

  1. Исходный пункт обучения  школьному предмету — это содержательное обобщение, а не эмпирическая генерализация. Очень важно показать ученикам различие между эмпирическими  обобщениями, используемыми в обыденной жизни, и обобщениями научными.
  2. Необходимо обучать учеников специальным  действиям, выполнение которых ведет к формированию исходных содержательных обобщений — конкретных абстракций.
  3.  Содержательное обобщение как исходный пункт при обучении некоторому школьному предмету, как "клеточка" процесса мысленного развертывания этого предмета не может быть  наглядным в эмпирическом  смысле слова, так как  не может быть  прямо получено из чувственного опыта. Однако, как показал Давыдов, оно обладает своей собственной, нетрадиционно понимаемой наглядностью. Это наглядность модели, концептуальной  схемы. "Клеточка" — это идеализированная модель существенных черт определенного школьного предмета. И как модель она является чем-то одновременно абстрактным и конкретным, а значит, может обладать определенного рода наглядностью.  

 

Эльконин Даниил Борисович (19041984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявив её роль в процессе развития ребенка ("Детская психология", 1960; "Психология игры", 1978). 

Д. Б. Эльконин создал достаточно стройную систему периодизации психического развития ребенка, в основе которой лежал принцип «ведущей деятельности». Так в младшем школьном возрасте ведущей является  учебная деятельность. В подростковом возрасте, когда дети, как говорят их родители, "становятся трудными", ведущей деятельностью является интимно-личностное общение подростка со сверстниками. Авторитет родителей падает чуть ли не до нуля, тогда как авторитет ближайшего друга-ровесника сильно повышается.  С приближением возраста юности, когда подросший человек начинает выбирать себе профессию, кончает школу и так далее, ведущей деятельностью становится "учебно-профессиональная". Эта теория Эльконина подвергалась резкой критике в советское время.

 

Эльконина-Давыдова система

Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

 

Обучение по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова строится в соответствии с тремя принципами:

  1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
  2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".
  3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

В 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику. В 1994 году по инициативе и непосредственном участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация "Развивающее обучение", которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения. В 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова.

Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.

 

Занков Леонид Владимирович  (19011977)  - советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С. Выготского. Проводил экспериментальные исследования развития детей, в которых выявлялись условия эффективного обучения. Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении. Автор системы развивающего обучения, получившей его имя.

Дидактическая система Л.В. Занкова

Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х гг. ХХ столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников. Основными принципами её являются следующие:

  1. Высокий уровень трудности;
  2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ;
  3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях;
  4. Осознание школьниками хода умственных действий;
  5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы;
  6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе;
  7. Развитие каждого учащегося данного класса. В системе Л.В. Занкова урок имеет гибкую структуру. На нём организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду. Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Данная система акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

 

 

Диссеминация (От англ. dissemination - разбрасывание, рассеивание, распространение).  Этот термин  обозначает особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.

Основные формы диссеминации:

 

1) накопление, обобщение, экспертиза и трансляция продуктов инновационного опыта, включающего  создание банков инноваций, профессиональную экспертизу инновационных продуктов, обобщение информационных и методических материалов по авторским инновационным образовательным ресурсам;

         2) тьюторская поддержка школ, осваивающих инновационный опыт победителей приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО);

         3) формирование и обучение управленческих команд в школах, осваивающих инновационный опыт;

         4) организация и стимулирование диссеминационной деятельности лучших школ и учителей через адресную поддержку отдельных приоритетных для муниципалитетов и региона инноваций, а также включение диссеминационной деятельности в планы работы муниципальных образований;

         5) правовая поддержка деятельности по распространению инновационного опыта;

         6) поддержка и развитие всех форм взаимодействия общеобразовательных учреждений – победителей ПНПО;

         7) информирование и пропаганду в средствах массовой информации достижений лучших педагогов.

Имаготерапия  (от лат. imago — образ). Психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Метод предложен в 1966 г. И. Е. Вольпертом. Относится к группе методов игровой психотерапии, в более широком смысле — вариант поведенческой психотерапии, в основе которого лежит научение адекватно реагировать в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способности к воспроизведению «лечебного» образа, к мобилизации собственного жизненного опыта.

На первом этапе больному предлагается роль рассказчика либо слушателя. Первоначальная и основная форма И. — рассказ, поскольку пациент, вживаясь в образ, переживает все те чувства, которые воображаемое лицо должно испытывать в заданной ситуации. Образ для больного подбирается как лечебный фактор в соответствии с его психологическим содержанием. Наряду с пересказом литературного материала как основной формы работы, применяется также импровизированная инсценировка типичной житейской ситуации (театр экспромта). Задачей И. в этом случае является тренировка психологически адекватного поведения. Первоначальный курс И. занимает от 3 месяцев до полугода, чтобы за это время было полностью изложено содержание всего произведения. И. проводится в групповой и, реже, в индивидуальной форме. Больному предлагается ежедневно в течение 1-2 часов воспроизводить в поведении образ своего «Я» таким, каким он хотел бы стать. Постепенно продолжительность игры увеличивается, и желаемый образ становится в какой-то мере привычным поведенческим стереотипом больного.
        К лечебным факторам, используемым в И., относятся отвлечение, убеждение, разъяснение, внушение, имитационное поведение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения. И. используется как метод лечения пограничных нервно-психических расстройств и способ реабилитации больного через его личностное развитие.

 

 

Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

Кине́зиотерапи́я (англ. Kinesiotherapy) — направление лечебной физкультуры. Наименование произошло от греческого слова kinesis — «движение» + терапия — «лечение», или лечение через движение. Это — самостоятельная медицинская дисциплина, опирающаяся на опыт и основывающаяся на всех остальных медицинских дисциплинах и включает в себя как теорию, так и методику физического воспитания, в которой лечение представляет собой психолого-педагогический процесc, протекающий между пациентом и терапевтом.

Кинезиотерапия является одной из форм лечебной физической культуры человека, когда, выполняя активные и пассивные движения, определённые упражнения лечебной гимнастики, достигается конкретный терапевтический результат. Кинезиотерапия являет собой научно-прикладную деятельность, в которой сочетаются знания медицины, педагогики, анатомии, физиологии, биохимии и т. д., с целью излечения, улучшения и поддержания в здоровом состоянии, профилактики от рецидивов и способствует психо-физическому комфорту личности.

Кинезиотерапия — это активный метод лечения, при котором больной полноценно участвует в оздоровительном процессе. Таким образом, возрастает мотивация, у пациента появляется вера в собственные силы и в то, что установлен контроль над болезнью, — что ускоряет восстановление.

«Лего» - известная во всем мире датская фирма по производству конструкторов для детей от 2-лет.   Конструкторы на основе базового строительного кирпичика, выпускаемые с 1949 года  датской  транснациональной корпорацией Lego Group, продаются ныне более чем в 130 странах мира.

История возникновения и развития

Бренд Lego сформировался на базе частного деревообрабатывающего бизнеса. Основатель Lego Оле Кирк Кристиансен (Ole Kirk Kristiansen, 1891—1958)  был плотником — и в 1932 году открыл небольшую столярную мастерскую в поселке Биллунд в Дании.  Его 12-летний сын Годтфред Кирк Кристиансен был вовлечён в семейное дело, он предлагал жителям Биллунда гладильные доски, стремянки и стулья, сделанные отцом. Однажды Кристиансен-старший заметил, что сын забирает из мастерской деревянные обрезки. Он проявил любопытство и выяснил, что мальчик окрашивает их и меняется с другими детьми.  Так в ассортименте фирмы появились деревянные игрушки, которые вскоре начали приносить бо́льший доход, чем вся другая продукция. Значительно стимулировало продажи то, что Оле Кристиансен позволял посещавшим его магазин детям играть с образцами товаров. Уже спустя год после запуска производства игрушки Кристиансена стали популярными во всей Северной Ютландии.  В 1934 году Оле Кирк Кристиансен зарегистрировал собственную торговую марку Lego (от датск. lеg gоdt — дословно «играй хорошо», увлекательная игра). Позже Кристиансен узнал, что в переводе с латыни lego означает «я собираю».  В фирме на тот момент работало не больше семи сотрудников. На стене плотницкой мастерской было написано: «Только лучшее достаточно хорошо». Эта фраза является официальным девизом компании и на сегодняшний день.

Искусственные пластические материалы в Lego стали использовать после 1947 года, когда за 30 тыс. датских крон была приобретена отливочная машина. В 1949 году ассортимент Lego включал 200 наименований игрушек, в том числе пластмассовые кубики, имеющие четыре или восемь шипов, названные «автоматически стыкующимися кирпичами» (Automatic Binding Bricks). В 1951 году пластмассовые игрушки составляли половину товарного портфеля компании.

В дальнейшем производство и маркетинг Automatic Binding Bricks курировал сын основателя компании Годтфред Кирк Кристиансен. Именно он в 1954 году провозгласил принцип универсального конструктора, то есть такого, элемент которого могут крепиться друг с другом множеством способов, позволяя создавать фигуры животных и людей, транспорт и т. д.

Реализовавшая этот принцип серия Lego Play System включала 28 строительных наборов и 8 комплектов деталей для сборки транспортных средств. Новшество имело феноменальный успех у потребителей, даже невзирая на то, что из-за несовершенства крепёжных элементов конструкции из кирпичиков были весьма неустойчивыми.

В 1958 году компания запатентовала stud-and-tube — способ сцепления деталей, который используется и в современных конструкторах Lego. Как следствие, выпущенные после 1958 года детали конструктора Lego свободно комплектуются с кирпичиками современных наборов.  Директор по маркетингу «Лего» в России Ольга Ломбас рассказывает об этом:

Все кубики, которые произведены тогда, полностью и целиком соединяются с теми кубиками, которые произведены сегодня. Идеально совпадают и могут быть частью одного и того же набора. <…> Поэтому «Лего» можно оставлять в наследство. Никогда не надо выбрасывать, будут дети играть, потом внуки. Всё-всё пригодится.

Деревянные игрушки исчезли из ассортимента Lego уже в 1960 году. Их производство было прекращено после того, как сгорел дотла склад продукции. C 1964 года к конструкторам прилагается инструкция. В 1966 году Lego выпускала 57 наборов и 25 транспортных средств, производя в год 706 млн элементов.

Проведённый в 1980 году опрос, показал, что до 70 % западноевропейских семей, в которых были дети в возрасте до 14 лет, имели в доме хотя бы один набор кубиков Lego. К 2010 году выпущено более 440 млрд. деталей конструктора. 

Продолжение. Часть 2

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт