Лекотека (леготека)[1] – новая форма дошкольного образования. Она подразумевает еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом. Основной целью такого дошкольного образования, является развитие речи, математических навыков, и психологическая помощь детям, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет. Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей и даже оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в форме игры. Леготека – это центр развивающих игр. Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию.
Литотерапия (от греч. λίθος — камень, θεραπεία — лечение) — один из методов нетрадиционной медицины, лечение с использованием камней. Это нетрадиционная медицинская практика, основанная на совокупности исторически и концептуально разрозненных субъективных представлений о терапевтических свойствах минералов и камней. Литотерапия не основывается на научных исследованиях, но несмотря на это она нашла большое число фанатов и поклонников, убеждённых в том, что каждый камень имеет некие свойства воздействия на одну или несколько сторон душевного или физического состояния человеческого организма. Литотерапевтами утверждается, хотя и совершенно безосновательно, что каждый камень обладает некими «вибрациями и излучениями» (корректных определений терминов не даётся и физическая сущность явлений не уточняется), соответствующими «вибрациям и излучениям» человеческих органов, благодаря чему, якобы, идёт воздействие на физическое, ментальное, астральное и кармическое тела, и может происходить исцеление. Ни научных, ни клинических обоснований предлагаемых методик их авторами не приводится, всё должно приниматься на веру и базируется преимущественно на внушении и самовнушении. Под литотерапией понимают любое использование минералов и природных камней (минералы, кристаллы, драгоценные камни, горные породы, илы, глины и т. д.) с целью их воздействия на организм или сознание человека.
Логопат (от греч. logos – слово + pathos – страдание) - человек с нарушением речи.
Логопатия - речевая недостаточность, наличие дефектов речи при нормальном слухе.
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году[1]. Преподаватели Гарвардской бизнес-школы быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчётов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.
Case-studiеs – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.
Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Олигофренопедагогика (от греч. oligos - малый, phren - ум + педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей, а также вопросы их трудовой подготовки.
Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в начале Х1Х в. Ж. Итаром. В середине Х1Х в в. франц. врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медико-педагогической системы собственную практику воспитания слабоумных детей. Со 2-й пол. Х1Х в. в связи с развитием всеобщего начального обучения усилилось внимание к проблеме воспитания таких детей, для них начинают создаваться специальные классы и школы во многих странах. Большая роль в развитии олигофренопедагогики за рубежом принадлежит О. Декроли и Ж. Демору (Бельгия), Б. Меннелю и А. Фуксу (Германия), А. Бит, Ж. Филиппу и П. Бонкуру (Франция). Эти учёные видели в специальном обучении важнейший источник воздействия на материальную основу аномалии и активно выступали за развитие и усиление вспомогательного обучения, за организационное и методическое укрепление спецшкол.
В России олигофренопедагогика зарождалась под влиянием пед. идей К. Д. Ушинского и связана с именами Е. К. Грачёвой, М. П. Постовской, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый вспомогательный класс был организован в Москве в 1908 г.) и в издании первых методических руководств по работе с отсталыми детьми. Кащенко был также одним из активных пропагандистов всеобщего обучения и воспитания аномальных детей, организатором научных исследований по дефектологии, инициатором создания и руководителем Школы-санатория для дефективных детей, открытой в Москве в 1908г. Большое значение для развития олигофренопедагогики имели работы А. С. Грибоедова, О. Б. Фельцмана, Г. Я. Трошина и др. Значит, роль в отечественной олигофренопедагогике О. сыграли В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо и др., стремившиеся сблизить педагогику с мед. наукой и тем самым усилить естественно-научную основу обучения и воспитания умственно отсталых детей.
В СССР обучение и воспитание аномальных детей стало рассматриваться как задача общегосударственной системы образования. Важнейший вклад в создание современных научных основ отечественной олигофренопедагогики внёс Л. С. Выготский. Его концепция о возможности и необходимости ослабления интеллектуального дефекта развитием и совершенствованием в первую очередь высших психических функций, а не простой тренировкой элементарных, явилась основополагающей в олигофренопедагогике Оптимистическая установка Выготского на поиск потенциальных возможностей познавательного и личностного развития умственно отсталого ребёнка имела важное значение для теории и практики спец. обучения и воспитания. Многие его теоретические положения в дальнейшем были реализованы в трудах А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, Г. М. Дульнева, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинского, Т. А. Власовой, И. Г. Ерёменко, X. С. Замского, В. Г. Петровой, В. И. Лубовского, М. С. Певзнер, И. М. Соловьёва и др.
Остеопа́тия (от др.-греч. ὀστέον — кость + πάθος — болезнь, заболевание) — система альтернативной медицины, рассматривающая в качестве первичной причины болезни нарушение структурно-анатомических отношений между различными органами и частями тела — «остеопатическую дисфункцию».
Создатель остеопатии - американец, доктор Эндрью Тэйлор Стилл (1828-1917). Он был врачом и хирургом. В 1864 году эпидемия менингита стала причиной смерти четырёх членов его семьи, трое из них были его детьми. Терзаемый душевными муками из-за беспомощности врачей и священников, коим поручена жизнь людей, он ищет новые подходы к здоровью человека.
22 июня 1874 он придумывает термин «остеопатия». Ему 46 лет. Осенью того же года во время большой эпидемии дизентерии он излечивает маленького мальчика, используя мануальные остеопатические способы лечения. Затем ещё 17 человек и тоже успешно. С 1878 по 1885 он работает только таким способом, полностью отказавшись от лекарств.
В 1898 в Кирксвилле, штат Миссури, он открывает первый остеопатический колледж. Старый доктор умирает в возрасте 89 лет.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСТЕОПАТИИ
Сформулированы доктором Стиллом.
Простота и здравый смысл принципов остеопатии, предложенных её основателем, позволили им пройти через все испытания. Они основаны на доверии к телу, функционирующему как единое целое, на его способности реагировать и на слаженность в работе различных его систем. На их основе развивалась остеопатическая клиника и практика. Длительная и тщательная тренировка руки в контакте с телом, его анатомией и физиологией - это путь к обладанию искусством терапевтического прикосновения.
Руки остеопата способны чувствовать, видеть, думать и обнаруживать дисфункцию в тканях или фасциях, суставе или органе, потерявшем подвижность. Она выполняет пальпаторное прослушивание.
Синергетика - (от греч. совместный, согласованно действующий). Термин, заимствованный из термодинамики. В применении к педагогике - принципы самоорганизации, согласованного поведения отдельных обучающихся групп, в результате чего повышается уровень организованности всей системы (школы, учреждения образования и т.п.).
Синквейн –(от фр. cinquains, англ. Cinquain – пять, пятый ) стихотворение из пяти строчек:
1. Существительное, задающее тему;
2. Два прилагательных к данному существительному;
3. Три глагола к нему же;
4. Смысловая фраза;
5. Фраза, выражающая эмоциональное отношение к сказанному.
Пример:
Лидер
Скромный, благородный,
Ведет, защищает, решает,
Таких у нас пока что мало
Хотелось бы, чтоб больше стало.
Скрининг (от англ. screening - просеивание) — общее название методов специальных проверок, обследований, применяемых в медицине, биохимии, в бизнесе, в системе образования и т. п.
СуДжок терапия (Су-Джок) – это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связаны с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия», связанные с этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапевт может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.
Тифлопедагогика (от греч. τυφλός — слепой + педагогика) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. Как раздел общей педагогики она развивается на основе философии, принципов гуманистического воспитания и на общедидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.
Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия, компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.
Фитбол (fitball, "fit" – оздоровление, "ball" – мяч) – щвейцарский гимнастический чудо-мяч, простой и эффективный тренажер, который великолепно решает оздоровительные задачи для всей семьи. Фитбол с успехом применяется для коррекции фигуры, формирует осанку и отлично поднимает настроение. Гимнастика на большом цветном шаре – швейцарское изобретение. Именно оттуда она распространилась по всему миру, в дальнейшем получив название фитбол. Сегодня редкий фитнес-клуб не имеет в своем расписании занятий фитболом. Столь популярное на сегодня направление разработал швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйнфогельбах в 50-х годах прошлого века в качестве реабилитационной гимнастики для больных ДЦП.
Оздоровительный эффект фитбола был настолько очевиден, что вскоре его начали рекомендовать для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата. Результаты удивили врачей: у больных, выполняющих упражнения на мячах, процессы регенерации в тканях происходили интенсивнее, мышцы и ткани стали более эластичными, улучшилось крово- и лимфообращение, а также обмен веществ в межпозвонковых дисках.
Фитотерапи́я (от др.-греч. φυτόν — «растение» и θεραπεία — «терапия»), уст. траволечение — метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из них. Методики переработки растений для получения фитопрепаратов ориентированы не на выделение химически чистого действующего вещества, а на сохранение всего комплекса активных веществ растения в наиболее простых и приближенных к естественным формах (отвар, настой, экстракт и т. д.). В связи с этим фитотерапия рассматривается как часть натуральной терапии (натуропатии).
В русскоязычной литературе (особенно XIX века и более раннего периода) вместо термина «фитотерапия» нередко использовался термин «траволечение».
Иногда к сфере фитотерапии относят не только растения, но также и грибы (вид лечения, при котором в качестве лекарственных средств используются грибы, называется фунготерапией), а иногда и другие природные препараты — продукты пчеловодства (прополис, мумиё, маточное молочко, мёд), минералы, определённые части животных.
Различают традиционную фитотерапию, которая является составной частью традиционной терапии, и ботаническую медицину (другие названия — научная фитотерапия, медицинская фитотерапия) — одно из направлений научной медицины. В современной научной фитотерапии, в отличие от традиционной, фитотерапевтические препараты практические не применяются самостоятельно, обычно их назначают дополнительно к лекарственной терапии.
Врач-специалист в области фитотерапии называется фитотерапевт. Людей, разбирающихся в травах и в их использовании в медицинских целях, называют травниками.
Хромотерапия - бесконтактный метод лечения светом и цветом. Метод основан на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани и несет энергию. Хромотерапия не имеет противопоказаний. Хромотерапия - действие света и цветов. Каждый цветовой тон обладает специфическими свойствами и благоприятно действует на нервную систему. Красный цвет оказывает стимулирующий эффект, оранжевый цвет - оживляющий эффект, желтый цвет - успокаивающий эффект, зелёный цвет - расслабляющий эффект.
[1] Существует два варианта написания слова. Более правильным представляется второй вариант через букву «г», от названия датского конструктора «Lego», которое в свою очередь идет от латинского слова Legо - я собираю.