Одним из нововведений в нашей школе стал образовательный модуль, построенный как межпредметная интеграция русского языка, литературы, математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.
Межпредметный образовательный модуль - это организованная деятельность младших школьников по решению учебной задачи [1].
Цель проведения модуля: координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников.
Внедрение образовательного модуля даёт возможности:
учителю – видеть отдельные учебные предметы, как части единого образовательного пространства;
ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета;
ученическому коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной [3].
Межпредметный образовательный модуль как способ организации учебной деятельности в начальной школе
Обычно школьный день ученика проходит следующим образом: уроки, чередующиеся с переменами, и затем домашняя работа. Информация поступает по отдельным каналам, именуемым учебными предметами. Организованная деятельность, в которой нужно осмыслить, объединить и применить все то, что уже пройдено, отсутствует.
На мой взгляд, в школьную жизнь должны быть включены такие события, которые позволят детям собрать воедино свои познания и достижения в разных предметных линиях, ощутить новые возможности, применить опыт полученных знаний.
Одним из нововведений в нашей школе стал образовательный модуль, построенный как межпредметная интеграция русского языка, литературы, математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.
Межпредметный образовательный модуль - это организованная деятельность младших школьников по решению учебной задачи [1].
Цель проведения модуля: координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников.
Задачи модуля:
Образовательный модуль состоит из проектных задач. Способы подачи учебного материала при решении проектной задачи модуля осуществляется через:
Проектная задача – это система заданий (действий, направленных на поиск лучшего пути достижения реального «продукта») [2]. Проектная задача имеет основные специфические признаки и отличается от учебной:
Учебная:
Проектная:
Фазы модуля:
В ходе решения системы проектных задач у школьников формируются следующие способности:
В этом учебном году в школе реализуются 4 модуля по параллелям.
1 класс. Модуль «Круглый год».
Цель: развитие у учащихся представлений о времени, о его линейности и цикличности, о смене времён года и соответствующих сезонных изменений в природе и деятельности людей. Кульминационным событием этого модуля является праздник «Круглый год».
Все предметы объединены общей целью, но каждый предмет решает свои частные задачи. «Окружающий мир» - это знакомство с сезонными изменениями в природе и сменой времен года. «Литературное чтение» - выразительное прочтение художественных произведений о временах года. «Изобразительное искусство» - выполнение творческих работ с изображениями животных, времен года. «Математика» - рассмотрение отношений «целого» и «частей».
Результат праздника – модель «личного года детей» составленная из их фотографий.
2 класс. Модуль «Парад словарей.
Цель: создать условия для формирования у учащихся умения работать со словарями и справочной литературы.
На уроках русского языка дети учатся проверять орфограммы с помощью орфографического словаря и устанавливать или уточнять значение слов по толковому словарю, на уроке окружающего мира второклассники обращаются к естественнонаучному справочнику с целью получения необходимой информации об изучаемых природных объектах, а на уроках литературы дети составляют свой собственный «Словарь настроений». На празднике «Парад словарей» пройдёт презентация составленных словарей.
3 класс. Модуль «Путешествие по родному краю».
Цель: показать, что наша малая Родина, Ямал – частичка нашей великой родины – России.
Модуль предполагает через творчество (создание коллажей, презентаций, сбор информации для создания интеллектуальной игры, решение задач и т.д.) заинтересовать школьников историей своего города, красотой окружающей природы. В рамках выбранного направления дети осуществляют поиск информации, ее анализ и применяют для своих творческих задумок.
Событием модуля является интеллектуально творческая игра – путешествие «Мой северный край».
4 класс запустили образовательный модуль « Составим свой сборник задач».
Цель: формировать умение анализировать художественные и научно – популярные тексты и создавать на них нестандартные задачи.
Продуктом будет создание детского сборника компетентностных задач аналогично тому сборнику, который создали учителя города.
Способы работы с текстом, открытые в курсах русского языка и литературного чтения, применяются для составления и оформления математического сборника. Учащиеся составляют задачи по тексту известных произведений. Например, по сказке Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка - путешественница», ребята составили задачи на движение, нахождения площади и периметра и т.д.
Что даёт модуль? Внедрение образовательного модуля даёт возможности:
учителю – видеть отдельные учебные предметы, как части единого образовательного пространства;
ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета;
ученическому коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной [3].
Литература.
1. Инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» Авторы ИУМК: Е.В. Восторгова, С.Ф. Горбов и Н.Л. Табачникова, З.Н. Новлянская, Е.В. Чудинова. -2008. http://school-collection.edu.ru/
2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова.- М.: Просвещение, 2009.
3. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособ. Для учителя 1 кл./ под ред. А.Б. Воронцова./ - М.: ВИТА – ПРЕСС, 2011 – с.45