Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Формирование универсальных уче...

Формирование универсальных учебных действий у первоклассников посредством надпредметного курса «Мир деятельности»


Сорокина О.П.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
г. Салехард
Поломошнева Т.С.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов
г. Салехард

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят не только перед школой, но и перед каждым педагогом, родителями проблему формирования у подрастающего поколения личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития человека в целом.

В связи с этим «приоритетной задачей современной школы в соответствии с ФГОС  является формирование у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию»[1].

С начала 2012-2013  учебного года педагоги двух первых классов школы с углубленным изучением отдельных предметов г. Салехарда участвуют в экспериментальной апробации курса «Мир деятельности», реализуя ФГОС по образовательной системе Л.Г.Петерсон (Открытый УМК «Школа 2000…» и УМК «Перспектива»).

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех содержательно-методических линий:

  1. Организационно-рефлексивная (основная цель:знакомство с шагами учебной деятельности);
  2. Коммуникативная (основная цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции);
  3. Познавательная (основная цель:знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов);

 

Данный курс сопровождает и дополняет нашу работу в технологии деятельностного метода по авторскому курсу математики «Учусь учиться». Новый надпредметный курс «Мир деятельности» дает возможность учителю вместе с детьми открыть все секреты успешной учебы и «научиться учиться». Изучив программу, методические рекомендации, цели и задачи данного курса,  мы посчитали необходимым познакомить родителей  с основными направлениями, с системой дидактических принципов надпредметного курса «Мир деятельности», технологией деятельностного метода, а также с комплектом для ученика. Мы рассмотрели несколько уроков, где родители выступали в роли учащихся. Данный приём помог разъяснить основную цель курса: создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств  как необходимого условия построения современной модели образования.

Не секрет, что родители наших первоклассников учились в школе, которая давала готовые знания, а для освоения новых способов взаимодействия  своими детьми в осознании нового оказались перед проблемой.

В своей работе с семьёй по программе «Мир деятельности» мы активно используем принципы психологической комфортности, деятельности, вариативности, минимакса, целостности, непрерывности, творчества. Это способствует  вовлечению  родителей в процесс переосмысления своего жизненного опыта и самоизменения, что помогает перенести его на практику взаимодействия со своими детьми.  Родители согласились с тем, что курс  «Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.

На первом занятии мы познакомили учащихся с учебным комплектом, который включает в себя: учебное пособие с наклейками, разрезной материал, эталоны.

В учебном пособии ученики фиксируют изученные способы надпредметных действий, с удовольствием выполняют задания на их закрепление и самооценку надпредметных знаний и умений.

Разрезной материал как составную часть пособия мы используем на этапе открытия нового знания, а также при повторении и закреплении изучаемого материала. Самая увлекательная часть – это работа с наклейками. С их помощью ученики фиксируют открытие нового знания.

Эталон – это фиксация нового знания, которое учащиеся открывают на занятии, он служит опорой для осознанного учения. Эталоны «Мои открытия» представляют собой двусторонние карточки.  На  одной стороне этой карточки находится сам эталон (открытие урока, его главный вывод, правило, способ действия и т. д.), а на другой стороне – карточка для самооценки «Копилка моих достижений», которую учащиеся заполняют в течение недели. Эталон мы выдаем каждому учащемуся, в соответствии с методическими рекомендациями, в середине или в конце урока открытия нового знания по курсу «Мир деятельности». После урока ученики вставляют новую карточку в специальный альбом, который включён в данный комплект, и пользуются ею в течение всех последующих предметных и надпредметных  уроков как критерием для обоснования своих суждений при выполнении задач на повторение и закрепление изученного материала, а также при самооценке своих работ и своей учебной деятельности.

Например, когда мы знакомили учащихся с темой «Учитель и ученик», главной задачей данного урока было формирование у учащихся представления о роли учителя в учебной деятельности (учитель-помощник, учитель-организатор) и как в зависимости от роли учителя должен действовать ученик. На примерах поведения сказочных героев, приведённых в учебнике,  дети выявили правила: в зависимости от роли учителя учащиеся должны либо внимательно слушать учителя и старательно выполнять его задание (учитель-организатор), либо поднять руку и задать вопрос (учитель-помощник). Затем учащиеся приводили  примеры из жизни,разыгрывали сценки в парах, классифицируя роль учителя в различных учебных ситуациях, легко формулировали самостоятельно ответы на вопросы:

- Как должен действовать ученик, если ему нужна помощь учителя? (Ученик поднимает руку и обращается за помощью.)

- А если учитель выступает в роли организатора? (Ученик должен чётко выполнять указания учителя).

Самое любимое  занятие детьми - заполнение в тетради «Лесенки успеха». Ступеньку «знаю» мы заполняем  в конце урока, так как только знакомимся с новым знанием во время учебного занятия. Учащиеся с удовольствием рисуют человечков на ступеньке, которая определяет уровень усвоения нового знания. Причём определяют этот уровень совершенно адекватно.Ступеньки «умею» мы заполняли позже, в течение недели, когда поработали с этим знанием на других уроках. Каждый ученик получил в конце урока карточку-эталон, вставил её в альбом «Мои открытия» и ежедневно фиксировал в ней уровень данного знания и умения определять зависимость действий ученика от роли учителя, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Курс «Мир деятельности» помогает ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно; учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания;  не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;  развивать навыки согласованной работы в группах;  развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность; учиться более увлеченно и результативно!

 

[1]Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт