МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ – ШКОЛА УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО: СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Ивженко С. С.,
заместитель директора по УВР
муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Многопрофильный лицей», г. Муравленко
Что нужно сделать для успеха во взрослой жизни, если ты не очень-то хорошо учишься в школе? Может ли Многопрофильный лицей стать школой успеха для каждого ребенка? На дискуссионной площадке «Успех каждого ребёнка» мы представляем практику Лицея о системе мер содействия успеху каждого ребёнка.
Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 03.09.2018 № 10) состоит из 10 федеральных проектов. Для школы непосредственно подходят пять: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая школа», «Учитель будущего». Основная цель проекта «Успех каждого ребенка» – воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Одна из задач проекта – к 2024 году предоставить возможности ученикам 5–11 классов освоить основные программы по индивидуально-учебному плану с зачётом результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения. Развить раннюю профориентацию ребёнка и внедрить индивидуально-учебный план в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.
В городе Муравленко после завершения государственной итоговой аттестации у девятиклассников (ГИА-9), после получения выпускниками 9-х классов аттестатов об основном общем образовании наступает не менее важный и ответственный период, связанный с самоопределением несовершеннолетнего. Родителям (законным представителям) и их несовершеннолетним детям необходимо определиться и сделать выбор: будут ли они получать среднее общее образование, обязательность которого применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, либо рассмотреть вариант получения среднего профессионального образования в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж».
МБОУ «Многопрофильный лицей» реализует профильное обучение старшеклассников, позволяющее создать условия для углублённого изучения отдельных предметов, ориентированных на выбор будущей профессии.
Содержание профильного обучения в профильных классах МБОУ «Многопрофильный лицей» обеспечивается за счет углублёенного изучения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин, дифференциации и индивидуализации обучения, преемственности между основным общим, средним общим и профессиональным образованием. Профильное обучение в МБОУ «Многопрофильный лицей» ведётся по различным направлениям. В 2019/20 учебном году после изучения интересов и потребностей будущих десятиклассников в Лицее открыты следующие направления: экономическое, естественнонаучное, гуманитарное, инженерное, оборонно-юридическое, дизайн, универсальное.
Для каждого из направлений административной командой Лицея разработаны учебные планы. Для некоторых направлений администрация Лицея предлагает несколько вариантов учебных планов с целю максимально удовлетворить потребности и запросы будущих лицеистов. За основу разработанных учебных планов был взят организационный раздел примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, а также мониторинг перечня вступительных испытаний в высшие учебные заведения по заявленным направлениям.
Основная образовательная программа Лицея включает учебные планы различных профилей (направлений) обучения. Учебный план профиля (направления) обучения и (или) индивидуальный учебный план содержит 11 (12) учебных предметов и предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определённой ФГОС среднего общего образования. Учебный план профиля обучения, как правило, содержит не менее 3 (4) учебных предметов на углублённом уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должны содержаться обязательные учебные предметы (русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия) для включения во все учебные планы, в том числе Индивидуальный.
Важно помнить, что организация профильного обучения в 10–11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа (п. 10.5 СанПиН). Максимально допустимая недельная нагрузка на старшеклассников (согласно требованиям СанПиН) – 37 часов.
Все учебные планы, разработанные администрацией Лицея составлены исходя из вышеперечисленных требований.
Однако одно из важных нововведений будущего учебного года – когда будущие Лицеисты сами определяют свою образовательную траекторию: составляют учебные планы и выбирают, какой предмет хотят изучать. Есть обязательные предметы, такие как русский язык или математика, но можно выбрать уровень изучения: базовый или профильный. Таким образом ученик принимает участие в организации учебного процесса, занимается тем, что ему действительно интересно и не тратит время на «ненужные» предметы. Одна из самых приоритетных задач лицея – помочь ребятам определиться, чем они хотят заниматься в профессиональной жизни.
Если брать в сравнение набор будущих десятиклассников в Лицей в предыдущие годы, то ребята выбирали уже готовый учебный план, который был разработан для определенного профиля. Таким образом, происходило своего рода «навязывание» учебного плана.
В 2019/20 учебном году Лицей решил отказаться от такого подхода, и администрация с февраля 2019-го года организовала активную работу в городе с родителями (законными представителями) будущих десятиклассников.
Традиционный проект «Межшкольный факультет. Взгляд в будущее» для учащихся 9-х классов школ города стартовал в Многопрофильном лицее в апреле 2019 года.
На протяжении недели девятиклассники погружались в лицейскую жизнь: знакомились с профильными направлениями, «химичили» в лаборатории, познавали робототехнику, собирали исторические квесты, рисовали по всем канонам изобразительного искусства и получали «лайфхаки» от старшеклассников. Для каждого девятиклассника была возможность выбрать профильное направление и на протяжении трех уроков и перемен погрузиться в настоящую атмосферу лицея.
Для родителей девятиклассников школ города прошли информационные собрания. Директор лицея Ермилова Анна Дмитриевна и представила родителям планируемые профильные направления, рассказала об организации образовательного процесса, специфике учебного плана в 2019/20 учебном году.
В мае 2019 года в Лицее прошли предварительные собеседования с будущими десятиклассниками, на которых ученики обосновывали мотивацию учебы в Лицее в желаемом направлении, представляли свои портфолио, учились заполнять заявления и самостоятельно составлять учебный план для организации своей индивидуальной траектории.
Административной командой Лицея был разработан алгоритм подачи заявления в МБОУ «Многопрофильный лицей». Если родителей (законных представителей) и будущих Лицеистов при подаче документов удовлетворяла наполняемость Учебного плана (предметы в Учебном плане непосредственно связаны с будущей профессией и необходимы ребёнку для профессионального самоопределения), то ученик заполнял только Заявление о приёме в Лицей.
Если для организации профильной подготовки детей необходимы изменения в Учебном плане, то будущий десятиклассник в конкретный Учебный план вносил дополнения или изменения следующим образом:
Если несовершеннолетнему требовалось вносить изменения в Учебный план, то обучающийся заполнял заявление о приёме и приложение к заявлению, в который вносил необходимые изменения с учётом распределения часов и уровня изучения предмета.
После того как в сентябре 2019 года будут сформированы условные классы, начнётся период адаптации учащихся 10-х классов. За этот период будет реализована программа «Старт», которая будет включать в себя различные диагностики по предметам, психологическое тестирование, собеседования, оценочные процедуры и другие мероприятия. Основной целью данного мероприятия будет являться «условный отбор» и условное деление всех обучающихся 10-х классов на группы по уровню изучения и усвоения учебного материала (базовый минимум, базовый уровень, повышенный уровень).
Актуальность проектирования новой модели образовательного пространства в старшей школе обусловлена и необходимостью пересмотра содержания образования и принципов организации учебно-воспитательного процесса.
Для реализации модели многопрофильной школы учащиеся должны иметь возможность выбора уровня обучения и соответствующей программы в каждом предмете, таким образом скомпоновав собственный профиль обучения. Для этого необходимы разноуровневые рабочие программы в каждом учебном предмете, предполагающие несколько уровней освоения программы с учётом синхронного (общего) и асинхронного (индивидуального) обучения. Эффективность освоения разноуровневой учебной программы напрямую связана с правильным выбором соотношения форм (аудиторная – дистанционная; синхронная – асинхронная) и характера представления материала, вынесенного на аудиторное и самостоятельное изучение.
Таким образом, возникла необходимость инвентаризации рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, которые должны обеспечивать в соответствии с ФГОС достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы старшей школы.
Основания разноуровневости при проектировании рабочих учебных программ среднего общего образования реализуют право каждого старшеклассника на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности. Такие программы предоставляют всем обучающимся возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.
Пересмотр структуры рабочей программы коснётся тематического планирования с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (раздела) курса по горизонтали (уровни усвоения содержания программы – базовый минимум, медиум и максимум) и по вертикали (соотношение аудиторных и дистанционных форм обучения).