Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения.
Современная традиционная школа ориентирована прежде всего на то, чтобы дать знания учащимся в соответствии с государственными стандартами (или сверх стандартов). Деятельность большинства образовательных учреждений основана на так называемой "когнитивной" концепции обучения, которая характеризуется прежде всего тремя основными параметрами:
Организация образовательного процесса в этих школах представляет собой подобие конвейера по производству выпускников школы по заранее заданным стандартам.
Еще одна проблема традиционного образования - его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика. Если планка образовательных стандартов поднимается, этот средний ученик выпадает из процесса, но в то же время на этом среднем уровне не может учиться сильный и талантливый. Так мы снова делаем образование регрессивным, поскольку человечество, как известно, всегда развивалось благодаря лучшим своим представителям.
Таким образом, школы на современном этапе своего развития вынуждены искать пути выхода из сложившейся ситуации. Образовательные системы требуют применения иных способов управления, предполагающих переосмысление традиционных устоев и внедрение инновационных подходов, призванных решать поставленные задачи.
Одним из решений может быть создание модели предметно-уровневого обучения. Особенностью данной системы является то, что результат достигается не за счет усложнения деятельности учителя и соответствующего повышения требований к его квалификации (что позволяет экономить финансы), а за счет более сложной организации управления школой.
Переход на предметно-уровневый процесс обучения предоставляет учащимся возможность изучать каждый предмет на доступном им уровне. Например, ученик может изучать математику на высоком уровне, а русский язык - на адаптивном, и наоборот. Данный подход к организации образовательного процесса расширяет возможности дифференцированного обучения, позволяет учесть возможности каждого конкретного ребенка, что способствует его самореализации и развитию.
Для построения данной модели на первом этапе проводят психолого-педагогическую диагностику учащихся с целью распределения их по группам в зависимости от уровня усвоения учебного материала: высокий, средний, адаптивный. Затем учащиеся (например, 5 классов) по определенным предметам (количество предметов можно варьировать в зависимости от возможностей и условий школы) распределяются на гомогенные группы. Уроки (в данной модели это математика и русский язык) в расписании ставятся одновременно для всех классов на параллели. Обучающиеся посещают занятия по математике и русскому зыку в зависимости от определенного уровня, а остальные предметы учебного плана - в составе своих классов (рис. 1).
Рис. 1. Предметно-уровневая модель образовательного процесса для учащихся 5-х классов
Важно предусмотреть переход обучающихся на более высокий уровень изучения того или иного предмета. Для этого необходимо, чтобы, наряду с учителями-предметниками, с учащимися работали психологи, консультанты и другие специалисты. Их основная задача отслеживать успехи каждого ученика по предмету, выяснять его способности и желание освоить предмет на более высоком уровне и, при необходимости, оказать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.
Таким образом, созданная модель позволяет определять индивидуальную траекторию процесса обучения каждого учащегося на данной параллели (рис. 2).
Рис. 2. Индивидуальные образовательные траектории учащихся
Реализация предложенной модели образовательного процесса позволяет добиться высоких образовательных результатов по предметам, что способствует успешному прохождению государственной итоговой аттестации выпускниками. А это, в свою очередь, влияет на уровень удовлетворенности учащихся образовательным процессом, родителей - качеством предоставленных образовательных услуг и педагогов - результатами своей профессиональной деятельности.
Важно так же отметить, что предметно-уровневая модель способствует более осознанному выбору обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов и профиля в старшей школе.
Приспособление образовательного процесса к потребностям учеников и их возможностям, реализация программы по предметам, развивающим уже не только интеллект ребенка, но и другие "стороны" личности, будет способствовать повышению качества образования, а значит соответствовать ожиданиям заказчиков - государства, общества.