МОДЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА НТИ 2035: ИДЕЯ, СТРУКТУРА, ЦИФРОВЫЕ СЕРВЕРЫ
Брущенко В. В.,
заместитель директора государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Ноябрьский колледж профессиональных
и информационных технологий»,
г. Ноябрьск
Университет 2035 – это новый способ реализации образовательной деятельности, обеспечивающий освоение каждым человеком персональной образовательной траектории на базе цифровых платформ и сети университетов.
Название 2035 родилось из предположения о том, что наиболее активное развитие человека происходит в возрасте от 20 до 35 лет, а завершение разработки сервисов и моделей планируется к 2020 году.
Идея концепции заключается в том, что Университет НТИ 2035 не имеет стен, привязки к локациям и собственных преподавателей. В широком смысле это онлайн-платформа, которая собирает образовательный контент и предоставляет его по индивидуальному запросу. Сервис взаимодействует с онлайн-платформами Stepik, Courserа, еНано.
В отличие от классической модели обучения, где обучающийся «подвергается воздействию» образовательной программы в одном учебном заведении, в модели 2035 строится индивидуальная траектория обучения в сети образовательных учреждений согласно реальному запросу необходимых компетенций. Модель позиционируется не как альтернатива классической, а как дополнение к ней.
Задача Университета 2035 – в первую очередь «прокачать» знания специалистов, исходя из реалий рынка. Организаторы считают, что люди часто сталкиваются с тем, что знаний, полученных в государственных образовательных организациях, порой не хватает при выходе на работу. В условиях, когда на повестке «цифровая экономика», разбираться в виртуальной реальности, блокчейне и нейротехнологиях нужно уже сейчас.
Модель Университета 2035 проходит апробацию по четырём образовательным моделям:
Лекторы на этих курсах – профильные специалисты, зачастую из Сколково, представители предприятий, то есть компетентные специалисты в конкретных областях. Если речь идёт о проектной командной работе, появляются тьюторы, которые, прежде чем начать работу, проходят специальное обучение. Основная их часть – преподаватели из различных университетов.
Несмотря на создание цифровой платформы, университет активно выходит в офлайн – «приземляется» на конкретных площадках, где собирает сотни людей. Самым крупным событием университета стал первый образовательный интенсив по подготовке лидеров технологического развития «Остров 10-21», который прошел на Дальнем Востоке в июле 2018 года. Туда приехали около тысячи предпринимателей, стартаперов, аналитиков данных, госуправленцев и талантливых школьников со всей страны.
Перед интенсивом участники проходят отбор, который выявляет сильную сторону человека – область превалирующих знаний, в которой он профессионал (например, он специалист в ИТ-технологиях, разработчик, технолог или юрист). Отбор проводится как с применением обычных электронных тестов, так и с помощью ролевых игр, в которых определяется способность индивидуума принимать решения в сложных ситуациях.
В результате тестирования выявляется сильная сторона человека, его ключевые компетенции, потенциал и ведется работа над формированием проектных команд. Анализ собранных в результате тестирования данных, составление начального цифрового профиля, принятие решения о прохождении отбора, а также определение роли в команде производится искусственным интеллектом. Искусственный интеллект вырабатывает рекомендации по выбору дальнейшей траектории обучения и формированию проектных команд.
В процессе обучения и командной работы осуществляется сбор данных (цифрового следа) об активности учащихся в виде обратной связи на основе QR-кодов, биометрических датчиков, фиксирующих состояние и нахождение на той или иной образовательной площадке. Также декларируется использование средств интеллектуального видеонаблюдения с мониторингом концентрации внимания находящихся в аудитории слушателей и анализ открытых данных, размещаемых участниками в социальных сетях. Структура учебного материала построена на специальных методах, подразумевающих фиксацию активности каждого индивидуума.
На основании анализа данных «цифрового следа» дополняется цифровой компетентностный профиль каждого учащегося, краткий смысл которого в способности применять в деятельности освоенные компетенции, а также приобретать новые.
Цифровой след представляет собой массив данных о результатах образовательной и проектной деятельности студента и включает все материалы, которые учащийся создает: презентации, прототипы, аудио- и видеозаписи, дорожные карты и т. д.
Цифровой след позволяет реализовать заполнение индивидуальных цифровых компетентностных профилей, которые показывают опыт человека и готовность его к переходу на новые направления. Там есть большой тематический рубрикатор, он состоит из бизнесовой части, технологической части и части личной эффективности.
Всё образовательное пространство, которое собирает цифровой след, особым образом спроектировано. В нем применяется педагогический дизайн, рассчитанный на отбор. В процессе диагностики и обучения собираются данные, они интерпретируются и попадают в индивидуальный цифровой профиль. На основе этих данных человеку предлагаются индивидуальные траектории развития. Он может им следовать или не следовать, но если человек следует рекомендациям искусственного интеллекта, он, скорее всего, будет максимально эффективно заполнять свой компетентностный профиль.
В результате анализа и систематизации данных «цифрового» следа участника формируется графическое представление его профиля, который разделен на компетенции (вокруг).
Группа IT-компетенция выделена голубым цветом, экономика и управление данными – желтым, зеленым – сквозные технологии, такие как квантовые технологии, искусственный интеллект, нейротехнологии и робототехника. Компетенции личной эффективности выделены красным цветом.
Расстояние от центра окружности характеризуют три уровня освоения компетенции:
На основании проведенного анализа система дает рекомендации выбора сферы деятельности и роли в ней. Чем подробнее профиль, тем точнее рекомендации. Именно такая форма взаимодействия (с накоплением информации о студенте) делает возможным развитие личностных и профессиональных качеств в течение всей жизни учащегося.
Задача Университета 2035 – создать платформу из поставщиков компетенций, из целевых профессий, из профилей компетенций, которые будут выстраивать персональную траекторию развития человека.
Государственные учебные заведения могут дополнительно выступать в роли поставщиков компетенций, в которых они сильны, а также направлять студентов с повышенной мотивацией по индивидуальной траектории развития Университета 2035, засчитывая его результаты в основной образовательной программе.
Технология 2035 позволяет студентам в максимально сжатые сроки овладеть четырьмя компетенциями, принципиально важными для цифровой экономики и работы на рынках будущего. Они включают в себя следующие позиции:
1. Применение сквозных технологий. Оценка влияния технологий на рынки и их применение при создании новых продуктов.
2. Универсальные компетенции (soft skills). Управление личной эффективностью: навыки работы в команде, умение продуктивно мыслить, моделировать деятельность.
3. «Цифровая грамотность». Способность использовать современные инструменты коммуникации, управления, основанного на данных.
4. Работа на глобальных рынках. Способность вывести продукт на международный рынок, эффективно работая в мультикультурной среде.
Кроме того, студенты получают доступ к сообществу предпринимателей, чиновников, представителей больших корпораций, работающих и способных научить работать с новыми технологиями, что значительно повышает перспективы быть замеченными и стать частью команды таких профессионалов.
Информационные ресурсы
2. https://2035.university/presentation/
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0