МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАННЕГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ОСТРОВОК РАДОСТИ»
Примакова Марина Марковна,
заместитель директора
по научно-методической работе
Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
детский сад «Ромашка»,
г. Лабытнанги
В качестве приоритетных задач государственной политики Российской Федерации выдвигается создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье [1].
В рамках выполнения Указа Президента РФ одним из основных направлений в работе педагогического коллектива МАДОУ «Ромашка» является создание модели педагогической поддержки раннего семейного воспитания, удовлетворяющей потребностям в современном и качеством образовании детей раннего возраста, в том числе детей с особыми образовательными потребностями (далее – Модель «Островок радости»). Создание Модели «Островок радости» предполагает изменения образовательной среды для раннего развития детей, т. е. создание специальных условий, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком раннего детства [2].
Под образовательной средой раннего развития детей мы понимаем специально организованную часть социокульутрной среды, в которой достигаются цели и смысл образования детей раннего возраста, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Образовательная среда представляет собой целостную систему, которая включает три компонента:
Таким образом, исходя из компонентов образовательной среды внесены инновационные преобразования во все её компоненты.
В первую очередь в содержание образования. Это внедрение новых современных программ для детей раннего возраста и метода Томатис. В группах раннего возраста (от 1 года до 3 лет) реализуется комплексная образовательная программа «Теремок» (И. А. Лыкова). Выбор программы «Теремок» не случаен: она соответствует основным подходам и принципам образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Ромашка», а также данная программа имеет полный учебно-методический комплекс, что очень важно для организации работы с детьми раннего возраста. В группе раннего развития для детей с 8 месяцев до 3-х лет, не посещающих дошкольные образовательные организации, реализуется комплексная программа развитие ребенка раннего возраста под редакцией Е. А. Екжановой «Забавушка». Для детей от 2 месяцев до 3-х лет с особыми образовательными потребностями, посещающими Службу ранней помощи – комплексная коррекционно-развивающая программа «Ступеньки».
Включение в образовательный процесс системы слуховой тренировки Томатис является одним из эффективных путей преодоления и ранней коррекции в отклонении развития малышей; способствует «заводу» речи детей раннего возраста не только с проблемами развития, но и с нормой развития. Эффективность применения данного метода доказана при сложности адаптации детей в новом коллективе, что актуально для детей раннего возраста.
Таким образом, для детей раннего возраста в детском саду будут функционировать группы раннего возраста с полным днём, группа раннего развития и Служба ранней помощи (кратковременного пребывания), что даёт возможность для родителей (законных представителей) выбрать для них приемлемую форму.
Изменение взаимоотношений участников образовательных отношений предусматривает внедрение инновационных форм работы с родителями и создание клуба выходного дня.
Для создания условий для более эффективной работы с детьми раннего возраста, в том числе с детьми с особыми образовательными потребностями, и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей с целью создания пространства «детский сад – семья» в детском саду «Ромашка» внедряются инновационные формы работы с родителями, такие как Родительская академия «Растём вместе» и Виртуальный Консультационный центр «Диалог», цель которых заключается в обеспечении единства и преемственность семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) для эффективного отбора содержания, средств и способов психолого-педагогического взаимодействия с ребёнком; поддержка всестороннего развития личности детей раннего и младенческого возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации.
В родительскую академию «Растём вместе» входят: родительская академия для будущих мам «Аистёнок», Родительская академия для родителей и законных представителей «Малышок» и для родителей, имеющих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, «Мы вместе».
Мы считаем, что чем раньше родители овладеют необходимыми знаниями по развитию и воспитанию малыша с первых дней его жизни, тем благополучнее будут детско-родительские отношениями в будущем. Поэтому создание Родительской академии будущих мам «Аистенок» будет способствовать оптимизации взаимодействия матери с ребёнком в младенческом и раннем возрасте и обеспечит возможность сгладить недостатки в развитии и воспитании детей в будущем. Участниками данной академии являются будущие мамы, проживающие на территории микрорайона дошкольной организации, а также будущие родители, которые узнают о деятельности Академии от врача женской консультации; семьи, ожидающие второго ребенка (первый – воспитанник детского сада); кто уже посещал Академию родителей во время предыдущей беременности. Встречи в родительской академии «Аистенок» проводятся реже 2 раз в месяц с учётом интересов, пожеланий участников, а также с привлечением врачей Лабытнангской городской больницы и специалистов Центра диагностики и консультирования. С будущими мамами используются различные формы работы: дискуссионно-практические встречи; семинары-практикумы; беседы; тренинги; развивающие сеансы, индивидуальное консультирование семей.
Работа родительской академии «Мы вместе» направлена на оказания консультативной и психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями, через различные формы взаимодействия с ребёнком и родителем (законным представителем): диагностические игровые сеансы, домашнее визитирование, игровые сеансы «Мать и дитя», индивидуальные встречи, тренинги, группы семейной поддержки, игровые сеансы, занятия в сенсорной комнате, детско-родительские группы и другое. Родителям (законным представителям) предлагаются такие услуги, как социальная передышка (временное пребывание ребёнка вне дома с сопровождением взрослого, кратковременное посещение групп раннего возраста совместно с мамой и без мамы. Выбор форм работы с детьми определяется с учётом возраста детей, их особенностей и потребностей семей.
Создание виртуального консультационного центра «Диалог» направлено на оказание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей раннего и младенческого возраста, в том числе детей с особыми образовательными потребностями (виртуально). Данный центр размещается на официальном сайте МАОУ «Ромашка» и включает в себя несколько разделов:
Обновление информации страниц виртуального консультационного центра осуществляется 2 раза в месяц.
Одной из инновационных форм работы с родителями является организация семейного отдыха в выходные дни посредством организации работы «Ромашкиного семейного Игрограда». «Ромашкин семейный Игроград» будут посещать семьи, воспитывающие детей от 1 года до 3 лет, посещающие и не посещающие дошкольные образовательные учреждения, в том числе семьи, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями. Основная идея создания «Ромашкиного семейного Игрограда», является вовлечение в совместную творческую и социально-значимую деятельность детей и взрослых, а также социализация детей с особыми образовательными потребностями. «Ромашкин семейный Игроград» является связующей ступенькой взаимодействия в рамках реализации Модели педагогической поддержки раннего семейного воспитания в условиях дошкольной организации «Островок счастья».
Таким образом, учитывая инновационные преобразования образовательной среды МАДОУ «Ромашка», можно выстроить Модель поддержки раннего семейного воспитания в условиях дошкольной организации «Островок радости».
Данная модель представлена пятью взаимосвязанными блоками и предоставляет возможность родителям (законным представителям) выбрать приемлемую для них.
В реализация Модели «Островок радости» осуществляется в тесном межведомственном сетевом взаимодействии с Лабытнангской городской больницей, центром социального обслуживания населения, Управлением образования города Лабытнанги.
Эффективность работы невозможна без установления партнерских отношений между педагогами, работающими с детьми и формирования динамично развивающейся, сплоченной команды. Этому способствует методические объединения педагогов, цель которых заключается в содействии профессиональному и личностному росту каждого специалиста.
Таким образом, модель педагогической поддержки раннего семейного воспитания в условиях дошкольной образовательной организации «Островок радости» способствует развитию детей раннего возраста с учетом возрастных индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, а также их успешной адаптации и социализации. Включение в образовательный процесс метода Томатис поможет детям раннего возраста развить компенсационные стратегии для преодоления трудностей обучения и речевых и эмоциональных расстройств. Родители получат необходимые знания для выстраивания отношений с детьми раннего возраста, возможность получения для своих детей услуг дошкольного образования в приемлемых для них формах.
Список используемых источников