Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » НАСТАВНИЧЕСТВО – ОСНОВА ВЗАИМО...

НАСТАВНИЧЕСТВО – ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОКРУГА


НАСТАВНИЧЕСТВО – ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОКРУГА

 

Осипов В. В.,

директор государственного бюджетного

профессионального образовательного

учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский полярный агроэкономический техникум»,

г. Салехард

 

В последние годы со стороны правительства большое внимание уделяется развитию и совершенствованию системы среднего профессионального образования.

На совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России 23 декабря 2013 года в своем выступлении Владимир Путин отметил, что необходимо сформировать широкий набор механизмов сотрудничества бизнеса и образовательных учреждений, «чтобы будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно – и сферу деятельности». «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества», – сказал Президент.

В настоящее время в проекте «Молодые профессионалы» тема наставничества проходит красной нитью. При этом отсутствуют единые взгляды на наставничество и нормативная база, определяющая его на федеральном и региональном уровнях.

Мы рассматриваем деятельность наставника как часть партнерского взаимодействия техникума и организации работодателя, позволяющую обеспечить получение кадров, подготовленных к потребностям конкретного предприятия, его специфике. Организация такого партнерства предполагает большую совместную работу техникума и предприятия.

Здесь мы сразу столкнулись с первой проблемой.

Во-первых, специалистам на предприятии трудно четко определить необходимые работникам компетенции.

Во-вторых, для формирования новых компетенций в федеральном государственном образовательном стандарте по специальности отведены вариативные часы, но объем их зачастую бывает недостаточным.

Если мы решаем эти проблемы, то подходим к следующему этапу реализации наставничества – созданию условий для практического обучения на базе предприятия. На этом этапе мы должны определить перечень технологического оборудования и технической документации, которые будут использованы для обучения, определить условия прохождения производственной практики студентами на предприятии, при этом помнить о необходимости обеспечения выполнения программы производственного обучения и соблюдения трудового законодательства. И снова сталкиваемся спроблемами организации производственной практики.

Во-первых, предприятия не заинтересованы в выделении своей материальной базы для обучения студентов. Всем понятно почему.

Во-вторых, режим труда и отдыха работников и студентов различны.

В-третьих, согласно КЗоТ, существует запрет на выполнение отдельных видов работ лицами, не достигшими 18 лет.

При организации практического обучения студентов специальности «Обработка водных биоресурсов» и «Ветеринария» на ООО «Салехардский комбинат» и молочно-товарной ферме ОАО «Салехардагро» мы решаем эти проблемы.

В большей степени механизм взаимодействия «техникум–предприятие» реализуется при организации преддипломной практики студентов специальности «Земельно-имущественные отношения», «Ветеринария», «Обработка водных биоресурсов». Администрацией техникума заключаются договоры на прохождение практики. На предприятиях, в организациях автономного округа за студентом закрепляется наставник на период практики, в обязанности которого входит определение объёма и содержания выполняемой работы и оценка качества её выполнения. Имеют место случаи, когда после окончания обучения выпускник остаётся работать на месте прохождения практики.

Ввиду того что техникум еще только апробируется модель наставничества, возникает необходимость разработки пакета регламентирующих документов.

При заключении целевых договоров на обучение мы сталкиваемся с отсутствием заинтересованности предприятий в предоставлении мер социальной поддержки студентам. Ведь если студент проходит обучение на предприятии, ему необходимы средства на дорогу, питание и другие нужды. К тому же у ряда предприятий, к сожалению, отсутствует долгосрочная кадровая политика. Руководители не знают, потребуется ли им через 3–5 лет специалист такой квалификации, соответственно не хотят затрачивать ресурсы на его подготовку.

Хотя, на наш взгляд, институт наставничества отвечает интересам всех участвующих в ней сторон – предприятий и организаций, студентов, органов власти. Для предприятий и организаций это возможность подготовить нужных специалистов, сократить расходы на поиск и подбор работников, их переучивание. Для студентов – это адаптация к реальным производственным условиям и вероятность дальнейшего трудоустройства. Для органов власти выделение бюджетных средств, направленных на подготовку востребованных специалистов.

Могу сказать, что обучение студентов в рамках социального партнёрства в разы увеличивает нагрузку на преподавателей и увеличивает ответственность производственников.

В заключение вносим предложение о создании координационного совета, обеспечивающего активное взаимодействие между образовательными учреждениями и работодателями, а именно:

  • содействие в заключении целевых договоров на подготовку конкретного числа специалистов по востребованным специальностям с предоставлением мер социальной гарантии;
  • участие в формировании содержания профессиональных компетенций (требований работодателя);
  • предоставление студентам современных рабочих мест и развитие института наставничества;
  • помощь в организации стажировок преподавателей под руководством специалистов производства.

 

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт