ОБНОВЛЕНИЕ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Бугаева Марина Анатольевна,
директор муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма», г. Надым
В 2018/19 учебном году в рамках реализации Концепции и обозначенным ориентирам Программы развития были определены основные направления в обновлении содержания школьного технологического образования и подходов к организации обучения в предметной области «Технология».
Что изменили?
Разработаны инвариантные и вариативные модули, охватывающие современные инновационные технологии; обновлено содержание учебных программ согласно современным подходам к формированию инженерно-технологических компетенций обучающихся. В 2018, 2019 гг. школа была оснащена современным оборудованием, продолжается освоение и интеграция современных и перспективных технологий (станки с ЧПУ, 3D-сканирование, 3D-печать, компьютерное моделирование, создание и программирование устройств на базе микроконтроллеров). В 2017/18, 2018/19 учебных годах, имея опыт работы на высокотехнологичном учебном оборудовании, педагоги школы выступали в качестве тьюторов при организации корпоративного обучения. С сентября 2018 года в школе функционирует конструкторская лаборатория «Фрезерование на станках с ЧПУ». Сегодня данная лаборатория становится базой для формирования и подготовки команды для участия в соревнованиях молодых профессионалов Juniorskills. Одним из последних нововведений в нашей школе является открытие Гончарной студии.
Как это делаем?
В 2018/19 учебном году творческой группой в контексте мероприятий ФП «Современная школа» был разработан проект «Создание интегрированного образовательного пространства «Ремесло + ЧПУ = Технология».
Согласно проекту в школе планируется создание инновационной проектной Студии художественно-технологической направленности, ориентированной на формирование современной практико-ориентированной высокотехнологичной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать проектную и художественно-технологическую деятельность обучающихся. Реализация проекта «Создание интегрированного образовательного пространства «Ремесло + ЧПУ = Технология» будет осуществляться по трём основным направлениям: в урочной деятельности, внеурочной деятельности, а также предпрофильной подготовке детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе.
1 направление. Урочная деятельность.
Будет обновлено содержание следующих разделов: «Механическая обработка конструкционных материалов» (будет включён модуль «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»); «Творческая и проектная деятельность» (в данный раздел вводится модуль «3D-принтинг (3D-печать)»; «Творческая и проектная деятельность» («Художественная обработка материалов», «Обработка конструкционных материалов». Модуль «История традиционных народных игрушечных промыслов России»).
2 направление. Внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность в Студии будет осуществляться в новом формате: а) учащиеся с художественными способностями создают продукт, изделия ручным способом с использованием традиционных ремесленных технологий ручной художественной лепки или гончарного круга. При этом постигают творческие и социокультурные традиции; б) учащиеся, не обладающие художественными способностями, занимаются серийным изготовлением изделий, взяв за основу продукт ручного творчества, используя 3D-технологии, выполняют сканирование образца (создают трёхмерную компьютерную модель), затем с помощью 3D-принтера или фрезерного станка с ЧПУ изготавливают формы для отливки изделия в нескольких экземплярах; в) учащиеся с техническими способностями и продвинутым уровнем ИКТ компетенций в программах 3D-моделирования и дизайна разрабатывают виртуальную модель изделия, которую материализуют с применением технологии создания форм и объектов на фрезерном станке с ЧПУ или 3D-принтере.
3 направление. Предпрофильное обучение детей с ОВЗ. В предпрофильном обучении детей с ОВЗ предполагается введение программы «Гончарное дело».
Работа по данным направлениям предусматривает сохранение и развитие (в технологическом и художественно-эстетическом планах) в программе по технологии разделов художественной обработки материалов и декоративно-прикладного искусства, позволяющих использовать опыт народной культуры и ремесленничества в достижении современных результатов технологического образования.
Как это будет встраиваться в систему работы организации?
Взаимопроникновение данных направлений предоставит учащимся возможность выбора способов дальнейшей творческой деятельности при работе над проектами (ручной способ производства керамического изделия, интегрированный, компьютерный, единичное и поточное производство). Данные траектории позволят взаимодействовать детям внутри группы и между группами: развивая художественные компетенции учеников с техническими способностями и, соответственно, инженерно мыслящих, сподвигнуть к развитию художественных навыков. Таким образом, являясь важным компонентом в системе школьного образования, предмет «Технология» открывает перед школьниками возможность применять знания из разных научных областей на практике и использовать их в проектной, конструкторской и технологической деятельности. Перспектива: организация технологической практики обучающихся на ведущих предприятиях города (начиная с 7 класса); изучение предметной области «Технология» в рамках сетевого взаимодействия с колледжами и вузами, ресурсными центрами.
Предполагаемые результаты и эффекты
• создание благоприятной образовательной среды для активизации и поддержки метапредметной проектной деятельности и творческого потенциала обучающихся школы и города Надыма;
• повышение качества и престижности художественного и технологического образования;
• формирование компетенций в области графического дизайна, рекламы и современных технологий производства, способствующих профессиональному становлению и успешной социализации обучающихся.
Таким образом, совершенствование содержания, методики преподавания и подходов к организации обучения в предметной области «Технология» позволяют учителю по-новому подойти к преподаванию, что способствует формированию технологической и графической культуры школьников при дальнейшем их обучении в системе среднего и высшего профессионального образования.
Список использованных источников