ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ КАК СРЕДСТВО ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Муратова Людмила Васильевна, начальник муниципального учреждения
«Управление образования города Лабытнанги»
Данное проектное решение является одним из вариантов взаимодействия образовательных организаций города Лабытнанги для реализации персональных запросов обучающихся в рамках построения индивидуальных образовательных треков. Форма образовательного консорциума выбрана в целях оптимального использования экономических, кадровых, материально-технических ресурсов для обеспечения индивидуализации и доступности образовательной услуги.
Целью проекта является создание к 2021 году муниципальной системы персонализации образовательных услуг в условиях образовательного консорциума.
Необходимость создания такого проекта появилась в связи решением задач, поставленных национальным проектом «Образование», причём мы предполагаем, что именно форма сетевого взаимодействия и объединение условий всех школ будут оптимальными для достижения заданных показателей.
Актуальность проекта заключается в том, что, несмотря на возможности, заложенные 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в определении содержания образования, в выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам, сетевой формы обучения, персонализация образовательных услуг в системе образования города Лабытнанги до сих пор развита слабо.
В общеобразовательных организациях города медленно идут процессы совершенствования форм и технологий предоставления образовательных услуг, стойко сохраняется система прикрепления ребенка к одной образовательной организации, что влечёт за собой зависимость от образовательной программы школы, кадровых, учебно-методических и иных ресурсов. Образовательные учреждения находятся в неравных материально-технических и кадровых условиях. Потребности ребенка и его родителей зачастую не соответствуют возможностям образовательных организаций. Это приводит к тому, что у ребёнка отсутствует реальный выбор образовательного маршрута.
Школа не может развиваться в рамках одного образовательного учреждения, необходимо формирование команды единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и обеспечения, к повышению качества образования.
На муниципальном уровне отсутствуют финансовые механизмы обеспечения оборота образовательных ресурсов в сети организаций системы образования, культуры, физической культуры и спорта.
Эти ограничения снижают возможности удовлетворения разнообразных образовательных запросов, формирования интеллектуальной и психологической готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
Совместная деятельность образовательных учреждений в модели образовательного консорциума направлена на достижение общей цели, решения общих задач, позволяет всем организациям объединить ресурсы, предоставить обучающимся доступ к интегрированным образовательным ресурсам, способствует созданию профессиональных педагогических сообществ, дает шансы увеличить образовательный потенциал образовательных организаций, расширить возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Таким образом, предлагаемая модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках образовательного консорциума предполагает качественное преобразование муниципальной образовательной практики.
Система персонализации образовательных услуг в условиях образовательного консорциума является механизмом организации профильного обучения учащихся 9–11 классов.
Образовательный консорциум – это объединение независимых организаций, действующих согласованно на продолжительной основе по достижению общих целей путём взаимного использования образовательных (кадровых, материально-технических, финансовых) ресурсов образовательных организаций, учреждений дополнительного образования в системе образования, культуры, физической культуры и спорта.
В основе модели лежит системное взаимодействие между общеобразовательными организациями города, каждая реализует конкретный профиль обучения (физико-математический, естественно-научный, гуманитарный, оборонно-спортивный, технологический и т. д.), между ними координационным центром распределяются образовательные услуги по профилю обучения за счёт внутриконсорциумного банка часов.
В перспективе планируется привлечение ресурсов образовательных учреждений, расположенных на территории округа и за ее пределами, посредством организации дистанционных курсов, заочных школ, олимпиад.
Цель объединения образовательных ресурсов – обеспечение индивидуальных образовательных потребностей при эффективном использовании имеющихся и планируемых средств, фондов, оборудования.
Руководство деятельностью образовательных организаций в условиях образовательного консорциума осуществляет Управление образования, для этого на одно из структурных подразделений Управления образования возлагаются функции координационного центра. Основными направлениями деятельности координационного центра являются нормативно-правовое регулирование реализации модели на муниципальном уровне, стратегическое планирование (выработка стратегии деятельности участников, обеспечение доведения проекта до завершения), координация работы команд (диспетчеризация действия участников, внешних партнёров, сопровождение, организация и поддержка команд). Координационный центр взаимодействует с организациями-партнёрами других сфер (культуры, физической культуры и спорта и т.д.).
Каждая образовательная организация-участница по согласованию с координационным центром (Управлением образования) определяет профиль образовательной услуги, предлагаемой в муниципальный банк образовательных ресурсов для сетевого изучения, количество часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части учебного плана), передаваемое для сетевого использования, составляет реестр сетевых образовательных курсов, предлагаемых для межшкольного освоения, осуществляет информационную поддержку реализации модели на уровне школы и предоставляет в сетевой форме для учащихся других школ образовательную услугу по профилю обучения.
Расписание сетевых занятий формируется в конструкторе образовательных программ и должно предусматривать перерывы, достаточные для перемещения между образовательными организациями.
Решение о вариантах работы в условиях образовательного консорциума, в сетевом режиме (определение конкретных учебных дней, выделенных для сетевой формы, их количества, распределение сетевых курсов в течение учебного дня, по предметам и направлениям между организациями) принимается коллегиально на рабочем совещании руководителей муниципальных образовательных организаций, при необходимости с участием руководителей образовательных организаций дополнительного образования сферы культуры, физической культуры и спорта.
Выбор профиля сетевой услуги определяется совместно с координационным центром (Управлением образования) на основе анализа данных ресурсов образовательной организации (материально-технических, кадровых, информационных), размещенных в муниципальном банке образовательных ресурсов. Взаимодействие между образовательными организациями осуществляется на основе договора (соглашения) о сотрудничестве.
В каждой общеобразовательной организации-участнице образовательного консорциума определяется ответственное лицо – сетевой менеджер для обеспечения технического и организационного участия данной образовательной организации в работе в условиях образовательного консорциума. Сетевой менеджер образовательной организации вносит в муниципальный банк образовательных ресурсов сведения о сетевых образовательных ресурсах (курсах, педагогах, оборудовании), с помощью конструктора образовательных программ формирует сетевое расписание занятий, сетевой календарный учебный график, комплектует контингент межшкольных сетевых классов (групп), оказывает техническую помощь учащимся в формировании структуры индивидуальных учебных планов с указанием места освоения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, иных видов учебной деятельности, индивидуальных образовательных программ в зависимости от профиля образовательной услуги школ-партнеров и учебной нагрузки ребенка. Сетевой менеджер согласовывает с координационным центром (Управлением образования) количество часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части учебного плана), выделяемых для сетевого изучения. В настоящее время обязанности сетевого менеджера возложены на заместителей директора по НМР.
В каждой школе – участнице образовательного консорциума – назначается тьютор (педагог-наставник), который осуществляет педагогическое консультирование, сопровождение старшеклассников, выбравших получение профильного образования в сетевой форме, а также учащихся, выбравших персонифицированную модель обучения. Тьютор имеет техническую возможность осуществлять контроль посещаемости, успеваемости ребёнка по сетевым курсам в личном кабинете (в случае цифрового конструктора) ребёнка, информировать об этом в случае необходимости родителей ребёнка, оказывает помощь ребёнку в профессиональной навигации, учит строить траекторию своего будущего движения, выделять и рефлексировать полученный опыт, тьютор ориентирован на работу с зоной ближайшего развития и самоопределения ребёнка по отношению как к проекту, так и к собственному будущему учащегося.
Сетевой педагог – учитель, педагог, педагог дополнительного образования, высококвалифицированный профессионал, передающий учащимся знания, умения, навыки, формирующий современные компетенции в специально организованном образовательном процессе. Обладает педагогическими компетенциями по постановке и решению педагогических задач, реализации принципов развивающего обучения. Разрабатывает и реализует рабочую программу сетевого курса, вносит сведения о посещаемости и освоения курса в личные кабинеты детей межшкольного класса (группы), осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, осваивающих образовательные программы (часть образовательной программы) в сетевой форме. Сетевые педагоги определяются координационным центром на основе анализа данных муниципального банка образовательных ресурсов, поощряются за преподавание сетевых курсов и (или) работу в межшкольных группах (классах) в условиях образовательного консорциума стимулирующими выплатами согласно локальным актам институционального уровня.
Учащийся 9–11 классов, участник образовательного консорциума, имеет возможность выбрать получение среднего общего образования в одном из предлагаемых форматов:
1) обучение в профильном классе на уровне среднего общего образования, в котором часть предметов, курсов учебного плана осваивается старшеклассниками на базе других общеобразовательных учреждений, в сетевой форме;
2) персонифицированная модель обучения – обучение по индивидуальному учебному плану, где часть курсов вариативной части учебного плана, внеурочной деятельности изучается на базе других образовательных организаций и (или) на базе своей школы, но в составе других классов параллели;
3) обучение по индивидуальной образовательной программе – обучение отдельных учащихся, в том числе одарённых и талантливых (спортсменов, музыкантов и т. п.), выбравших персонифицированную модель обучения, по индивидуальной образовательной программе с использованием ресурсов учреждений дополнительного образования системы образования, учреждений культуры, физической культуры и спорта, а также цифровых онлайн ресурсов.
Учащийся 9–11 классов, участник образовательного консорциума, обязан своевременно определиться с индивидуальным набором предметов, курсов, вариантом получения образования, в случае выбора персонифицированной модели обучения сформировать с помощью конструктора индивидуальный учебный план с учётом возрастной учебной нагрузки (заявку на курсы, изучаемые в соответствующих организациях), посещать занятия согласно сетевому расписанию, обеспечить достижение планируемых результатов освоения программы. Движение учащегося по освоению индивидуального образовательного маршрута будет фиксироваться в личном кабинете конструктора образовательной программы.
Таким образом, данная модель образовательного консорциума выступает в качестве механизма обеспечения нового качества, индивидуализации и доступности образования: образовательные организации «разрушают свои границы», а учащиеся свободно перемещаются в общегородском образовательном пространстве.
Результаты, которые мы ожидаем, или Видение образа будущего
К 2021 году в городе Лабытнанги создан прецедент открытой муниципальной системы профильного образования: система персонализации образовательных услуг в условиях образовательного консорциума, являющаяся механизмом организации обучения учащихся 9–11 классов, в том числе и в сетевой форме, за счёт объединения образовательных (кадровых, материально-технических, финансовых) ресурсов образовательных организаций, учреждений дополнительного образования в системе образования, культуры, физической культуры и спорта.
Целью объединения ресурсов стало обеспечение индивидуальных образовательных потребностей учащихся, их родителей при эффективном использовании образовательных фондов, средств, оборудования.
Координационный центр находится в Управлении образования города Лабытнанги, он осуществляет диспетчеризацию образовательных услуг при формировании персонифицированной модели обучения.
На уровне среднего общего образования функционируют профильные классы, в которых часть предметов учебного плана осваивается старшеклассниками на базе других общеобразовательных учреждений, в сетевой форме.
В каждой школе за счёт оптимизации штатной численности введены ставки тьюторов, которые осуществляют консультирование, сопровождение старшеклассников, выбравших получение профильного образования в сетевой форме, а также учащихся, выбравших персонифицированную модель обучения.
Наставничество, административная поддержка и педагогическое сопровождение тьюторов, реализация профориентационных курсов в школах помогают в новом формате формировать интеллектуальную и психологическую готовность обучающихся 9–11 классов к профессиональному самоопределению.
Отдельные учащиеся, в том числе одарённые и талантливые, выбравшие персонифицированную модель обучения, осваивают индивидуальную образовательную программу с использованием ресурсов учреждений дополнительного образования системы образования, учреждений культуры, физической культуры и спорта, а также цифровых онлайн-ресурсов.
На муниципальном уровне разработан, апробирован и введён в штатный режим конструктор, в котором под руководством сетевого менеджера школ старшеклассники ежегодно выбирают в соответствии с индивидуальным заказом учебные программы (курсы, модули) для освоения в различных образовательных учреждениях, в том числе в сетевой форме.
На этапе внедрения модели базовые предметы изучаются ребёнком на базе своего учреждения, элективные предметы (курсы), внесённые в муниципальный банк образовательных ресурсов, ведут педагоги, прошедшие специальную подготовку, отобранные для реализации сетевых программ. В перспективе планируется изучение в сетевой форме профильных предметов. Сетевые курсы (предметы) закреплены за определёнными образовательными организациями с учётом специфики деятельности образовательной организации.
Для персонифицированного получения образовательных услуг обучающимися 9–11 классов школ города Лабытнанги используется специально разработанный механизм финансового обеспечения сетевого взаимодействия учреждений.
Ежегодно пополняется муниципальный банк образовательных ресурсов, созданный в рамках проекта и функционирующий в электронной форме, где представлены сетевые педагоги (лучшие кадры города), перечень сетевых предметов, практико-ориентированных курсов, позволяющих формировать у старшеклассников навыки будущего, инновационное оборудование, определённое для взаимного использования учреждениями.
По итогам обучения педагоги, тьюторы и сетевые менеджеры, участвующие в проекте, получили новые компетенции, совершенствовали навыки по вопросам практико-ориентированного обучения, цифровизации образования, что позволило им стать более открытыми, эффективно работать в команде.