Безвольно опущенные плечи, поникший взгляд… В голову Александра одна за другой приходят тяжёлые мрачные мысли. Случилось страшное – он остался без жилья, «чёрные» риелторы обманным путём завладели его квартирой, которую он получил после выпуска из детского дома. Денежное пособие быстро закончилось, он неумело и бездумно воспользовался им: купил дорогой ноутбук, который у него уже отобрали, каждый день он угощал приятелей пивом и играл на деньги в азартные игры. И вот печальный итог - Александр остался один на один со своими проблемами. Отчаяние и страх, чёрная пустота впереди… И никого нет рядом, кто бы смог поддержать и подсказать выход из этой нелёгкой ситуации…
Неумение выпускников детского дома строить конструктивные взаимоотношения в семье, выполнять роль матери и отца, отсутствие навыков пользования инфраструктурами, недостаточная сформированность представлений о мире профессий, соотношении собственных возможностей и требований к человеку той или иной профессии – вот далеко неполный перечень проблем, с которыми встречается выпускник детского дома в самостоятельной жизни.
Каким образом предотвратить возникновение тяжёлых кризисных ситуаций в самостоятельной жизни ребёнка-сироты? Как научить его противостоять жизненным трудностям, верить в себя и быть достойным гражданином, уважающим закон, готовым к выполнению обязанностей, которые неотделимы от прав?
Педагогическим коллективом нашего учреждения найден один из инновационных путей постинтернатного сопровождения выпускников – это технология социального кураторства. Благородна и ответственна миссия куратора, она призывает педагога быть полномочным представителем и защитником интересов выпускника в разнообразных социальных институтах, а также быть советчиком и консультантом молодого человека по широкому спектру жизненных и личных проблем, оказывать поддержку и помощь в новых для подростка ситуациях и способствовать становлению самостоятельности своего подопечного.
Для успешной реализации технологии социального кураторства необходимо межведомственное взаимодействие детского дома с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и гражданским сообществом по успешной социализации воспитанников, в том числе в период их постинтернатной адаптации. Важно всем миром помочь ребёнку-сироте в решении возникающих часто неразрешимых, по его мнению, вопросов.
Выпускник детского дома не должен оставаться один на один со своими проблемами, и это замечательно, если рядом есть старший друг – педагог-куратор, который поддержит и подскажет выход из сложившейся ситуации, протянет надёжную руку помощи. Педагог-куратор искренне переживает за судьбу своего подопечного, он способен оказать психолого-педагогическую и социально-правовую помощь, готов осуществлять социальный патронат и отслеживать процесс социальной адаптации выпускника. В ходе доверительных разговоров со своим подопечным педагог-куратор выясняет возникшие сложности его адаптации, составляет индивидуальный план сопровождения, определяет и предлагает пути решения выявленных проблем. Вместе с подростком радуется его первым самостоятельным шагам и победам. На наш взгляд, важно подсказать подростку направления его дальнейших действий, приучая его к самостоятельности, вселить в него уверенность в своих силах.
С целью оказания помощи выпускникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, при детском доме создана социальная гостиница. Одинокая мама с малышом или молодой человек, оказавшийся без определённого места жительства, смогли найти здесь и временный приют и почувствовать такое важное для них человеческое участие.
Мы рады видеть выпускников у нас в гостях, приглашаем их к участию в спортивно-оздоровительных и досуговых мероприятиях, занятиях по интересам в мастерских детского дома, поддерживая их желание проводить своё свободное время с пользой и увлекательно.
А как же подготовить к успешной самостоятельной жизни воспитанника, который только готовится к выпуску из детского дома?
Этот вопрос задаёт себе каждый педагог, которого волнует судьба ребёнка-сироты, его благополучие после выхода из стен нашего учреждения. За год до выпуска воспитанника из детского дома начинается кропотливая работа закреплённого за ним педагога-куратора. Педагогические наблюдения, данные психолого-педагогической диагностики ложатся в основу составления педагогом-куратором индивидуального плана сопровождения воспитанника. Через домашние часы, практические занятия по программам, направленным на подготовку к самостоятельной жизни в современном обществе, воспитанник приобретает необходимый багаж знаний и практических умений. Идеологической базой содержания программ являются общечеловеческие ценности, это понятие о Человеке, Семье, Труде, Знаниях, Культуре, Отечестве, Мире. Всё общение с воспитанником основано на личностно-ориентированном подходе, уважении его как личности. Через совместно организованный труд под руководством педагога-куратора ребёнок-сирота приобретает навыки ведения домашнего хозяйства. Посещая организации и учреждения города, учится пользоваться различными инфраструктурами, приобретает навыки законопослушного поведения, определяется с выбором будущей профессии на основе оценки своих возможностей, предпочтений и профессиональной диагностики.
В ходе коллективной финансово-экономической игры «Бизнес» воспитанники, готовящиеся к выпуску, имеют возможность попробовать себя в различных профессиях на базе мастерских «Волшебная игла», «Очумелые ручки», «Андроид», «Умелец», творческой лаборатории по музицированию, творческой лаборатории по фотоделу и видеомонтажу, оздоровительного комплекса «Неболейка», магазина «Фортуна» и приобрести определённые допрофессиональные навыки по профессиям швея, художник-мастер, инженер-электроник, плотник, артист-вокалист, руководитель народного коллектива, артист-музыкант, оператор ЭВМ, редактор, видеооператор, фотокорреспондент, фельдшер, преподаватель ЛФК, повар-технолог, продавец. Для этого в нашем учреждении имеется необходимое материально-техническое обеспечение. Инновационным направлением с 2012 года является обучение наших воспитанников основам игры на шестиструнной акустической гитаре и синтезаторе, музицированию с использованием информационно-компьютерных технологий.
Принимая участие в игре «Бизнес» дети убеждаются в том, что именно труд-основа их благополучной самостоятельной жизни, труд приносит радость и благосостояние. Педагоги-кураторы делает всё возможное, чтобы ребёнок-сирота после выхода из детского дома не растерялся, ясно представлял себе свой жизненный путь и был уверен, что ему дадут ценный жизненный совет и окажут действенную помощь.
Вывод: на наш взгляд, целенаправленная работа педагогического коллектива МОУ «Детский дом» приносит свои положительные результаты в сфере подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации выпускников. 100% выпускников находятся под пристальным вниманием педагогов-кураторов в рамках социального патроната. Отмечается положительная динамика у воспитанников, готовящихся к выпуску по сформированности навыков планирования свободного времени, умения обустраивать свой быт, готовить пищу, пользоваться инфраструктурами. Педагогический коллектив детского дома, осознавая важность проблемы постинтернатной адаптации выпускников, щедро делится накопленным опытом с коллегами других образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2011 года на базе нашего учреждения функционирует Федеральная стажировочная площадка по направлению «Создание условий для распространения современных моделей социализации детей».
Надеемся, что случаи, подобные тому, который произошёл с выпускником Александром, будут редким исключением и дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после выпуска из детского дома благополучно справятся с трудностями в начале самостоятельной жизни и станут полноценными гражданами нашей страны.