Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Организация досуга детей и под...

Организация досуга детей и подростков через систему работы по развитию научно-технического мышления и творчества обучающихся посредством использования технологий образовательной робототехники


Грушко Наталья Владимировна
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «средняя общеобразовательная школа№5»
г. Ноябрьск

Краткая аннотация

Робототехнические конструкторы — это современное средство об­учения детей. Внедрение разнообразных конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста помогает решить проблему заня­тости обучающихся, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше

 

Образовательная робототехника может широко использоваться при организации досуга детей и подростков, особое внимание которой уделяется в новом стандарте образования. В робото-технических конструкторах заложена игровая деятельность, которая характерна возрасту детей начальной и средней  школы. Кроме того, конструиро­вание повышает мотивацию обучающихся к овладению новыми знани­ями. При работе с робототехническими конструкторами используются межпредметные связи с информатикой и математикой, технологией, физикой и окружающим миром. Они опираются на естественный интерес обуча­ющихся к игре, разработке и постройке различных механизмов.

Вместе с тем кружковые занятия позволяют обучающимся зани­маться с увлечением буквально с первого класса, к тому же по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают за­нятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах.

В качестве игрового средства обучения может быть использован любой кон­структор независимо от торговой марки. Но, наборы Лeгo Mindstorms, способству­ют развитию и усложнению игровой деятельности с постепенным включением учебных компонентов в деятельность учащегося. Воз­можность же программирования конструктора создает необходимые условия соревновательности и предлагает единые правила для всех.

Постепенно игровая деятельность уступает место учебной дея­тельности. Ее характер закладывается в первые годы обучения в школе, поэтому очень важно использовать такие средства обуче­ния, которые могли бы отвечать запросам учебной деятельности — решать посильные учебные задачи, формировать набор учебных операций, обучать самоконтролю и мотивировать процесс позна­ния. Конструкторы Лeгo в этом случае можно использовать как сред­ство развивающего обучения — при поддержке со стороны учителя дети учатся открывать и формулировать способы решения различ­ных задач. Особенно эффективно использование группо­вого метода обучения, когда деятельность младших школьников развивается совместно при решении какой-либо конкретной учеб­ной задачи. Практика показывает, что групповой метод повышает эффективность развития психических процессов ребенка.

В младшем возрасте использование конструкторов Лего также способствует развитию внимания и памяти: цвет, форма и величина деталей конструктора позволяют совершенствовать вос­приятие учащегося и концентрировать его внимание, а игровой ха­рактер учебной деятельности развивает непроизвольную память.

В подростковом возрасте учащийся может оперировать гипотезами и решать интел­лектуальные задачи, объединяя поиск решений в систему. Сталки­ваясь с новой задачей, ребенок старается отыскать разные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Воображение подростков развивается совместно с теоретиче­ским мышлением, что позволяет им фантазировать. Конструкторы Лего дают прекрасную возможность организации системной работы от теоретического планирования на основе гипотезы до практичес­кого осуществления проекта модели. Таким образом, увлечение подростков занятиями с кон­структорами позволяет стимулировать их учебную деятельность и выстраивать общения со сверстниками.

В старшем школьном возрасте ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, которая предполагает самоопреде­ление личности ребенка. Круг профессий, попадающий в сферу вни­мания ребят, весьма широк, поэтому одной из главных задач педаго­га становится помощь детям в выборе жизненного пути. На сегодня наиболее популярными у старшеклассников остаются технические профессии — программист, конструктор, инженер, которые можно получать, обладая достаточными знаниями по предметам физико- математического цикла. Проектирование моделей в контексте комплексов при помощи конструкторов позволяет ученикам «по­пробовать» будущую профессию, обратившись за дополнительными знаниями к школьным и смежным теоретическим дисциплинам.

Использование Лего-конструкторов в школе отвечает возрастным аспектам развития личности и является средством, стимулирующим развитие детей в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

Робототехнические конструкторы — это современное средство об­учения детей. Внедрение разнообразных конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста помогает решить проблему заня­тости обучающихся, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше.

В МБОУ СОШ №5 г.Ноябрьска образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.  Подтверждением этого являются получение 2-х грантов в сумме 750 тысяч рублей. За полтора года работы обучающиеся данного направления приняли участие в школьных выставках,  городских соревнованиях по Робототехнике (1, 2 место) 2012 год, 3 место – 2013 год, в IV Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест 2012» г.Москва (дипломы участников), во всероссийских соревнованиях по робототехнике г.Челябинск(2012г.)-4 место, в V Всероссийском робототехническом фестивале «Робофест 2013» г.Москва (дипломы участников).  Педагог дополнительного образования – Грушко Наталья Владимировна прошла курсы повышения квалификации и является инструктором –стажером в данном направлении, а также  судьей FTC и FLL.

Направление по Робототехнике в настоящее время пользуется огромной популярностью среди обучающихся. Реализация указанной программы позволяет выявить и подготовить талантливых молодых специалистов для инновационных отраслей промышленности страны, ведь на сегодняшний день необходимо поднимать престиж инженерным и техническим профессиям среди молодежи, формировать у нее профессиональные навыки, личные качества, такие как, умение работать в команде, ответственность, целеустремленность.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт