Краткая аннотация к статье
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей, поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.
Педагог как субъект творческой деятельности в процессе формирования
инновационной образовательной среды
Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста. Этот вопрос нашёл отражение в работах отечественных исследователей.
Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого.
Педагог в условиях школы-интерната представляет собой личность профессионала – носителя культуры межличностного общения, обладающего высоким уровнем методологической, методической, технологической, менеджерской, психологической подготовки.
Педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует установлению диалогических отношений между участниками образовательного процесса и накоплению опыта решения личностью гуманитарных проблем (установление договоренностей, согласование степеней свободы, соотнесение ценностей и т. д.). Отношения между педагогами характеризуются наличием созидающих, взаимообогощающих связей между личностями.
Все это имеет большое значение в работе педагога в условиях школы– интерната для детей коренных малочисленных народов Севера, поскольку такая школа имеет свои специфические особенности.
Учебно-воспитательный процесс в МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» базируется на ряде ключевых принципов: природосообразности, целостности, демократизации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, толерантности.
Педагоги школы-интерната участвуют наравне с другими образовательными учреждениями в различных районных акциях, конкурсах, смотрах. Творческое внедрение образовательно-воспитательной программы — условие стабильного развития школы-интерната.
С целью формирования нравственно-ориентированной личности обучающихся, воспитанников в условиях школы-интерната и под воздействием среды, учитывая особенности развития детей коренной национальности, существует потребность в реализации образовательно-воспитательной программы,направленной на создание этнического пространства. Опора на этнокультурные традиции народа, соблюдение принципа преемственности являются эффективными средствами в решении ряда педагогических задач.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий:
Педагогическая реальность представляет собой бесконечность проблемных ситуаций, спонтанное развитие которых непредсказуемо. Современный учитель чаще всего выступает в роли технолога образовательного процесса. В рамках исполнения этой роли становится возможным говорить о педагогическом творчестве как о способности расчленять педагогическую реальность на проблемные ситуации с вычленением из них иерархии педагогических, методических и технологических задач.
Есть основания утверждать, что эта способность является основой творческого мышления педагога-профессионала, которое в своем высшем проявлении выступает как мышление педагога-новатора. Включая в состав педагогического мышления звенья самостоятельного обнаружения задачи и возвращения в педагогическую ситуацию, педагог получает ключ к диагностике характера каждой ситуации, а следовательно, и способы её решения.
В этой связи педагогическое творчество можно понимать как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Таким образом, профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством. Однако данные понятия не синонимичны: профессионально грамотные действия не являются непременно результатом творчества педагога. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания обучающихся. Профессиональная деятельность требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др.
Творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность Учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. Это, в свою очередь, ведет к расширению его функционального поля.
При рассмотрении педагогической деятельности как творческого процесса, естественно, возникает вопрос об уровнях проявления творчества у начинающих педагогов, профессионалов, мастеров и новаторов в преподавании конкретной учебной дисциплины.
Педагогическое мастерство определяют и как поиск новых методов и форм решения бесчисленного ряда педагогических задач с высокой степенью успешности. Вместе с тем научный уровень самого учителя, рассматриваемый вне органического единства и взаимопроникновения научных и педагогических сторон деятельности, приобретающий в некоторых школах статус единственного и главного критерия оценки деятельности преподавательского состава, не может обеспечить должной эффективности учебного процесса.
Немаловажное значение в развитии педагогического творчества играет стимулирование учителя. Для этого в МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» разработана и апробирована рейтинговая система оценки результатов творческой деятельности педагогов, как основа материального стимулирования персонала.
Разработана система морального стимулирования педагогов-участников педагогических процессов через внедрение эксклюзивных форм их поощрения.
Администрация школы-интерната постоянно работает над созданием комфортных условий для педагогической деятельности.
Разработана модель объективной оценки результатов деятельности педагогов-новаторов и положение о надбавках и доплатах учителей, участвующих в реализации инновационных проектов.
Систематически проводятсяпедагогические советы, семинары, педагогические чтения по вопросам,связаннымс формированием инновационной образовательной среды в условиях школы-интерната.
Данные мероприятия позволяют стимулировать творческий потенциал педагогов в школе-интернате, разрабатывать новые пути для работы и общения с обучающимися и воспитанниками и искать новые пути для развития личности и педагогического мастерства.