Краткая аннотация к статье
Особенности введения ФГОС ООО можно условно разделить на две составляющие: обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо вовне, либо в самой системе образования. Построение развивающей образовательной среды как условие реализации ФГОС в школе-интернате требует учета особенностей внедрения ФГОС, следовательно, вся деятельность ОУ в парадигме современных требований направлена на решение задач внедрения ФГОС, а именно построение развивающей образовательной среды.
Построение развивающей образовательной среды в школе-интернате
как условие реализации ФГОС
Построение развивающей образовательной среды как условие реализации ФГОС в школе-интернате требует учета особенностей внедрения ФГОС:
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала школы, не только смещают акцент на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают новое содержание образования (конкретные инструменты), обеспечивающие этот переход:
Поэтому вся деятельность ОУ в парадигме современных требований направлена на решение следующих задач:
Основные направления реализации Программы развития МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» на 2013-2017 г.г. коррелируют с требованиями ФГОС:
1.Образовательная деятельность:
-воспитание личности, осознающей важность самообразования и образования в рамках меняющихся социокультурных условий, осознающей ценность образования, умеющей применять полученные знания на практике, мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
-ориентация образовательного процесса на системно-деятельностный подход, обеспечивающий индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, воспитанника.
2.Внеурочная деятельность: изменение и обновление воспитательной среды, способствующей становлению социальной компетентности обучающихся, воспитанников, как совокупности условий, ориентированных на позитивное проявление важнейших качеств и свойств личности в условиях социально-значимой деятельности, ее направленности на высшие ценности и нормы общества и государства, социальной ответственности за свой выбор, поведение и самореализацию.
3.Здоровьесбережение:совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды через внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечения валеологического сопровождения обучающихся, воспитанников школы-интерната, а также совместной деятельности участников образовательного процесса, а также других заинтересованных социальных институтов, которые заинтересованы в формировании ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, на сохранение и укрепление здоровья.
4.Социализация и инкультурация воспитанников интерната: культурная трансмиссия детей коренных малочисленных народов Севера посредством интеграции личности в быстроменяющееся информационное общество, приобретение опыта для исполнения социальных ролей и освоение присущего этнокультуре миропонимания и поведения.
5.Методическая и инновационная деятельность: диверсификация научно-методического и информационного сопровождения профессионализма педагогов в рамках требований ФГОС, способствующая положительной динамике качества образования.
6.Укрепление материально-технической базы: расширение IT-пространства школы-интерната, обеспечивающее обучающихся, воспитанников и педагогических работников необходимыми ресурсами и благоприятными условиями: реализация проекта «Кочевая школа»; совершенствование оснащения образовательно-воспитательного процесса; обеспечение локальной сетью пространства школы-интерната; поддержка функционирования школьного сайта; обеспечение информационной поддержки всех участников образовательно-воспитательного процесса.
7.Совершенствование системы государственно-общественного управления. Внедрение эффективных механизмов взаимодействия школы-интерната с органами власти, социальными партнерами, родителями (законными представителями) в интересах ребенка с целью включению общественности в процесс принятия управленческих решений, направленных на развитие школы-интерната.
8.Контролинг. Совершенствование системы внутришкольного мониторинга эффективности реализации управленческих проектов; совершенствование методического сопровождения инновационных и экспериментальных площадок и проектов различного уровня
Особенности введения ФГОС ООО можно условно разделить на две составляющие: обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо вовне, либо в самой системе образования, при этом нам необходимо ответить на два вопроса:
В условиях реализации ФГОС требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым, психолого-педагогическим обеспечением.
Добавлен только последний компонент, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования, однако в каждом компоненте есть новые позиции. Так, кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников школы-интерната требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при аттестации.
Структура норматива рассматривает обеспечение условий для реализации ФГОС ООО. В «Положение об оплате труда» включен пункт о распределении стимулирующей части заработной платы в зависимости от результата. В базовую часть оплаты труда педагогических работников школы-интерната введены механизмы оплаты урочной и внеурочной деятельности. Финансовое обеспечение школы-интерната направлено на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, которое осуществляется согласно нормативу.
Изменения произойдут в системе повышения квалификации кадров: это проектирование и внедрение новых организационных моделей, разработка и введение новых финансово-экономических механизмов, нового содержания повышения квалификации педагогических работников через создание стажировочных площадок, тьюторства, создание и реализацию инновационных моделей аттестации кадров, отработка инновационных программ и форм подготовки кадрового управленческого резерва. На последнюю составляющую хотелось бы обратить особое внимание, поскольку формирование кадрового резерва в связи с ротацией кадров в школе-интернате актуально.
Прежде всего, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на инновационное поведение. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать.
Кадры школы-интерната должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики. Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы школа-интернат, в частности, располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме ФГОС ООО.
Что касается материально-технического обеспечения, здесь нам также предстоит большая работа: совершенствование бизнес-плана по оснащению образовательного процесса, изменение требований к информационной среде ОУ, разработка планов по поэтапному оснащению школы-интерната материально-техническими и информационными ресурсами.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы-интерната. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы.
Вопросы информатизации школы-интерната нельзя сводить к вопросам их оснащения аппаратно-техническими и программными средствами компьютеризации, формирование и развитие IТ-среды включает взаимосвязанные аспекты:технологический, организационный, человеческий.
На современном этапе можно говорить о том, что с проблемой технологического обеспечения информатизации мы частично справились. Педагогический коллектив должен «переработать» эти ресурсы, превратить их в свой собственный педагогический ресурс. На сегодняшний день в учебной работе школы-интерната стали уже почти традиционными такие формы использования ИКТ как мультимедийное сопровождение уроков; компьютерный контроль знаний различного уровня; использование ресурсов медиатеки для организации самостоятельной работы обучающихся; электронные лабораторные практикумы; поисковая работа с использованием ресурсов сети Интернет, использование различных видов Интернет-тренажеров, применение в работе лего-конструкторов и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность трех систем требований: к результату образования, к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации стандарта.
Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение школы-интерната позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования.