Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед системой образования встаёт задача разработки диагностики личностных и метапредметных результатов.
В статье представлен мастер-класс по проектированию диагностической работы по русскому языку с целью проверки сформированности личностных и метапредметных результатов.
Мастер-класс: Проектирование диагностической работы по оценке уровня сформированности познавательных УУД
Добрый день коллеги, начинаем практическую часть по теме: «Проектирование диагностической работы по оценке уровня сформированности познавательных УУД».
А начать хочу с анекдота:
«Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А Вы попробуйте!» Официант: «Может быть, недосолен? Клиент: «А Вы попробуйте! Наконец официант соглашается: «Ну хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!»
Вот так и мы с вами должны дать ученикам ту ложку, при помощи которой они смогут
«употребить» все средства учебной деятельности, которые сегодня предлагаются.
Что же это за «средства учебной деятельности» и «способы усвоения знаний»? Очевидно, это и есть те самые универсальные учебные действия, без которых невозможна успешная учеба, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, становятся основой и залогом успеха.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
Что будет сформировано в сфере каждого УУД? Соотнесите название УУД и его характеристику.
Проверьте по слайде свой результат (на слайде представлены характеристики, задача слушателей определить характеристику и УУД)
Для того, чтобы проверить как сформированы УУД можно использовать разный инструментарий, но наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является диагностика.
Диагностика – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Как вы думаете, что дают результаты диагностики учителю?
Результаты диагностики дают возможность учителю:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося.
- неоднократное проведение диагностики даёт возможность отслеживать развитие УУД у каждого обучающегося.
Цель нашего практического занятия: составить диагностику по формированию познавательных УУД.
Личностные и метапредметные результаты предлагается определять с помощью 4-х тестов:
- Тест 1. Познавательные УУД;
- Тест 2. Коммуникативные УУД;
- Тест 3. Регулятивные УУД;
- Тест 4. Личностные результаты.
Проводится в форме тестирования, диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера.
Каждый тест должен состоять из двух вариантов, одинаковых по трудности.
Разработка диагностики включает следующие этапы:
В рамках нашего практического занятия мы с вами остановимся на выборе заданий для диагностики познавательных УУД.
Задания для диагностики можно брать из разных источников: учебник, задания ПИЗА, дидактический материал, интернет, придумать самостоятельно.
За основу для диагностики мы взяли диагностику метапредметных и личностных результатов начального образования по образовательной системе «Школа 2100».
Обратите внимание на буклет, как видим:
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Исходя из этого ставим цель:
Для выбора заданий познавательного характера мы предлагаем учебник для 5 класса авторов Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, потому что этот учебник обеспечивает образовательный результат в соответствии с ФГОС через систему упражнений по формированию универсальных учебных действий.
1гр. Выбирает задания для 1 и 2 цели (перед вами на карточке написаны цели и примерные задания, которые вам помогут выбрать задания из учебника)
2 гр. – для 3,4 цели
3гр. – для 5,6
4 гр. – для 7,8 цели.
(в соответствии с каждой целью слушатели находят задание в учебнике русского языка 5 класс, авторов Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой)
(В результате проделанной работы, будет составлена проверочная работа по проверке познавательных ууд, приложение 1).
Для анализа результатов предусмотрена своя схема (она лежит у вас на столах).
В первой строке каждой схемы анализа указаны номера заданий соответствующего теста, во второй строке - умения, проверяемые этими заданиями. В строках ниже фиксируются результаты выполнения соответствующего варианта теста, проставляется количество баллов, набранных учеником за выполнение заданий теста в соответствии с ключами оценивания заданий.
Последняя строка схемы анализа предназначены для подсчёта общих результатов класса. В начале указывается максимальный балл, который ученик может получить за выполнение задания. Потом необходимо вписать число учеников, выполнявших тест, подсчитать сумму баллов, которую они могли набрать и которую реально набрали, и перевести её в проценты. Баллы, полученные каждым учеником, не переводятся в отметки и не выставляются в классный журнал. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ученика и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Увидеть уровень развития можно путём сопоставления результатов каждого ученика с его собственными предыдущими результатами.
Итак, в результате проделанной работы у нас получилась диагностика по проверке познавательных универсальных учебных действий.
Обратите внимание на слайд, приглашаю вас к сотрудничеству по составлению диагностики универсальных учебных действий, и здесь могут быть написаны ваши фамилии.
Спасибо за внимание, удачи и успехов всем.
В качестве образца, слушателям был предложен тест по проверке познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе, составленный авторами мастер-класса: Рудниченко О.В., Хабибрахмановой И.Ю., Гундаревой О.В., Бехтевой А.Н. (учителя начальных классов), Михайленко И.А. (учитель русского языка и литературы).
Тест 1. Познавательные УУД
Школа _____ класс_____фамилия, имя___________________________________________
Задание 1. По какой записи можно «узнать» инопланетянина, а по какой – иностранца, изучающего русский язык?
шорек рыбка
кузявый шорек золотая рыбка
шорек сяпал рыбка уплыть
Как ты это определил?__________________________________________________________
Исправь всё, что нужно, во 2-м столбике и запиши получившийся вариант
______________________________________________________________________________
Задание 2. Ты хочешь узнать историю слова «неделя», укажи в списке книг те, в которых можно найти нужные сведения. Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.
А. Книги, в которых я скорее всего найду ответ.
Б. Книги, которые мне нужно посмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.
В. Книги, в которых я не найду ответа.
Задание 3. Прочитай текст. Что нового ты узнал о названиях дней недели?
Слово понедельник в современном языке утратило связи с этимологическим корнем дел-(ать). Древнерусское слово неделя первоначально обозначало «воскресенье», то есть день, когда ничего не делали, затем слово неделя постепенно утратило значение «воскресенье» и стало означать «отрезок времени продолжительностью 7 дней». Соответственно понедельник первоначально объяснялся как «день, идущий после (по-) недели, то есть воскресенья». В результате таких переосмыслений в современном языке у слова понедельник мотивировка (признак, по которому слово получило название) отсутствует, объяснить его через однокоренное слово невозможно.
А. Понедельник – один из дней недели.
Б. Древнерусское слово неделя первоначально означало «воскресенье»
В. В понедельник положено начинать все новые дела
Задание 4. Прочитай и сравни два текста.
- Нечаянно уронил; он и разбился, что ж за беда?
- Сделай милость, никогда не смей прикасаться к моим вещам, - сказал он, составляя куски разбитого флакончика и с сокрушением глядя на них.
И я улыбнулся, хотя мне совсем не хотелось улыбаться.
- Да, тебе ничего, а мне чего, - продолжал Володя, делая жест подёргивания плечом, который он наследовал от папа, - разбил, да ещё и смеётся, этакий несносный мальчишка!
(По JI.H. Толстому «Отрочество»)
Одно из её любимых мест! Вот это здорово! Да ведь это и моё любимое место! Я его, ещё когда маленький был, выучил. И с тех пор, когда я читаю эти стихи, всё равно вслух или про себя, мне всякий раз почему-то кажется, что хотя я сейчас и читаю их, но это кто-то другой читает, не я, а настоящий-то я стою на тёплом, нагретом за день деревянном крылечке, в одной рубашке и босиком, и почти сплю, и клюю носом, и шатаюсь, но всё-таки вижу всю эту удивительную красоту: и спящий маленький городок с его серебряными тополями; и вижу белую церковь, как она тоже спит и плывёт на кудрявом облачке передо мною, а наверху звёзды, они стрекочут и насвистывают, как кузнечики...
(В.Ю. Драгунский «Тиха украинская ночь»)
|
В каком стиле написаны эти тексты?
__________________________________________________________________________
Как ты думаешь, какой из них написан в форме диалога, а какой - в форме монолога? (При ответе на этот вопрос используй определения в рамке).__________________________
Какой художественной цели служат диалог и монолог в данных художественных произведениях? _____________________________________________________________________
Какие признаки письменной диалогической и монологической речи можно наблюдать на примере этих текстов?__________________________________________________________
Задание 5. Распредели следующие имена существительные по их лексическому значению в несколько групп.
Нос, глубина, синева, старик, полёт, чтение, карандаш, пение, девушка.
_______________________________________________________________________________________________
Докажи, что лексическое значение предмет и грамматическое значение предмет не всегда совпадают.
_______________________________________________________________________________________________
Задание 6. Прочитай текст.
«Ты воображаешь лучше, чем соображаешь». Почему Кораблёв так сказал? Может быть, потому, что я хвастал своей лепкой? Это было обидно. Катька – вот кто воображает! Или Кораблев иначе понимает это слово? Я решил, что спрошу у него, если он придёт ещё раз. Но он, не пришёл, и только через год или два я узнал, что воображать – это значит не только «задаваться».
(В.А. Каверин «Два капитана»)
Назови причину, по которой Саня Григорьев не понял сразу, в каком значении Кораблёв употребил слово воображать?__________________________________________________________
Что могло явиться следствием этого непонимания? __________________________________________________________________________________
Задание 7. Прочитай текст. Найти ответ тебе поможет фрагмент песенки из передачи «Радионяня».
При – или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,
Пре- мы напишем при этом.
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из вселенной –
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при-, несомненно.
Назови основное условие выбора букв в приставках пре- или при-?___________________
______________________________________________________________________________
Сделай вывод о правописании букв е, и, в приставках пре-, при-.
_____________________________________________________________________________
Задание 8. Соотнеси между собой смысловые отрезки так, чтобы получились сложносочинённые предложения. При построении предложений используй союзы и, а, но, или, да. Представь предложения в виде схем в колонке №3.
1 |
Между тем затрубили рога… |
…Алёша от них не отставал |
|
2 |
Долго они так скакали… |
…охотники пустились скакать во всю прыть |
|
3 |
Ему это показалось смешно… |
… серая кошка опять умывалась лапками
|
|
4 |
Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами… |
…он из учтивости не сказал ни слова |
|
5 |
Отворилась боковая дверь… |
… нам наделать множество хлопот
|
|
6 |
Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей… |
…нам наделать множество хлопот
|
|
Верные ответы и ключи к оцениванию.
Тест 1. Познавательные УУД (45 мин)
Задание 1 проверяет умение определять, какая информация нужна для решения задачи.
Верные ответы.
1 столбик – инопланетянин, 2 столбик – иностранец.
Иностранец не мог связать слова по смыслу и грамматически.
Ключи оценивания:
0 – не приступал к выполнению задания
1 – правильно «узнал», но не смог объяснить почему.
2 – правильно «узнал», объяснил, исправил предложенные варианты.
Задание 2 проверяет умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.
Верный ответы: 3, 4
Ключ оценивания:
0—не справился с заданием
1 – указал только один верный ответ
2- указал ответ 3, 4
Задание 3 проверяет умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.
Ключ оценивания
0 - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А, В);
1 - указан ответ Б, но не указана недостающая информация;
3 - указан ответ Б и верно указана недостающая информация.
Задание 4 проверяет умение сравнивать и группировать факты и явления.
Верные ответы:
Ключ оценивания:
0 – 4 – по числу верных ответов
Задание 5 проверяет умение находить сходство и различие фактов и явлений.
Верные ответы:
Признаки: глубина, синева
Предметы: нос, старик, карандаш, девушка
Действия: полёт, чтение, пение
Ключи оценивания:
0 – не справился с задание
1 – указал не менее двух групп, но не сумел объяснить почему.
2- указал не менее трёх групп, но не сумел объяснить, почему
3- распределил слова по трём группам, правильно ответил на поставленный вопрос.
Задание 6 проверяет умение определять причины явлений и событий
Верные ответы:
Многозначное слово воображать (1 – представлять, 2- задаваться)
Ключи оценивания:
0 – не справился с заданием, или не приступил к выполнению.
1 – указал причину, но не указал следствие
2 – справился с заданием полностью.
Задание 7 проверяет умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Верные ответы:
Ключ оценивания:
0 – 2 – по числу верных ответов
Задание 8 проверяет умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.
Верные ответы:
Ключ оценивания:
0 – 6 – по числу верных ответов
Литература: