ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – ТОЧКИ РОСТА
И РАЗВИТИЯ
Марченко Людмила Михайловна,
начальник Департамента образования
Администрации муниципального образования
Надымский район
Развитие системы самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, наставничества – задачи национального проекта «Успех каждого ребенка», которые в системе образования Надымского района предполагаем решать с опорой на актуальный опыт и сложившуюся систему.
За последние 5 лет работа по профориентации из отдельных точечных и локальных управленческих и педагогических действий оформилась в систему.
Комплекс профориентационных событий – многоуровневый, решает социально-педагогические задачи, основан на преемственности мероприятий от дошкольников до выпускников 11 классов. В процессе их подготовки и проведения участвуют как субъекты образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги), так и работодатели, социальные партнеры.
Приоритет отдаем сетевым мероприятиям практико-ориентированного характера внутри системы (детский сад – школа – центры дополнительного образования), и во внешнем контуре (школа – вуз, школа – предприятие).
Психолого-педагогическое сопровождение, профконсультирование организуем непрерывно, начиная с изучения личности учащегося, создания необходимых условий для её самореализации во всех сферах деятельности, до формирования психологической готовности и способности к профессиональному самоопределению, адаптации в социуме.
Районный опыт проектного управления, действующая система профориентации сформировали муниципальные практики, которые мы рассматриваем как потенциальные точки роста для реализации национального проекта.
Ресурсом для развития видим ключевые события, получившие положительный опыт в учреждениях образования, которые решают комплекс задач: мотивация к самоопределению, мобильность процесса обучения и развития обучающихся, формирование компетенций.
При разработке профориентационных действий выбирали формы работы, ориентированные на особенности детей поколения Z, принципы геймификации с учётом территориальных особенностей района, готовности субъектов образования к сетевому взаимодействию, оптимального использования имеющихся и потенциальных ресурсов. Благополучателями событий являются родители, обучающиеся, педагоги и работодатели.
Несколько примеров.
Ежегодный форум для родителей, где решаются вопросы просвещения, согласования взглядов родителей и детей на определение будущей профессии (пока общность взглядов в одном – престижность профессии, при этом ребёнок ориентируется на творчество и свободу, взрослые – на стабильность и статус).
Второй год реализуется сетевой проект на развитие системы ранней профориентации «Технопарк ''Энигма'' – дорога к профессии» на базе «Центра детского творчества», где работают 3 интерактивные площадки: «Транспорт», «Медицина», «Звукорежиссура» и проводятся учебно-ознакомительные практики: «Экологические исследования», «Робототехника+», «Спортивная робототехника», «Обучение радиотехнике и электронике». В 2019 году более 400 дошколят подготовительных групп из 8 детских садов стали участниками практических площадок.
Приращение системы произошло в прошлом учебном году в рамках сетевого проекта «Парк профессий» для детей дошкольного возраста. На базе 6 детских садов созданы центры сюжетно-ролевых игр по 16 профессиям. Организовано погружение детей в элементарные профориентационные практики, отработан механизм взаимопосещений зон. В летний период, передвигаясь из садика в сад 357 дошколят приобрели на созданных профзонах первоначальные представления о работе людей разных профессий.
Определённый потенциал для развития системы профориентации получили в рамках сетевого проекта «ПрофГид» для школьников начального и среднего звена. В рамках проекта в каникулярное время на базе 6 школ организована работа стационарных и мобильных демонстрационных площадок по 10 востребованным для школьников профессиям, отработан механизм взаимопосещений практико-ориентированных мастер-классов на основе предварительного запроса детей.
Значимый результат вышеназванных системных событий – в формировании вариативного поля для профессиональных проб и мотивации обучающихся к активному самоопределению, привлечению ресурсов сети. В рамках проектов формируется практика активного использования интернет-ресурсов для содержательного наполнения, создания электронных навигаторов, кейсов, баз данных и др. Более 4000 обучающихся из 17 школ района в прошедшем году уже приняли участие в 12 онлайн-уроках проекта на федеральном портале «ПроеКТОриЯ».
Существующие системные мероприятия логично дополняются новыми сегментами, в том числе проектами «ПроеКТОриЯ» и «Билет в будущее».
Таким образом, драйверами развития видим эффективные муниципальные практики, построенные на активном сетевом взаимодействии, включении труднодоступных учреждений в сетевую проектную деятельность, взаимообогащении, оптимальном использовании ресурсов. Считаем, что разработка и реализация межмуниципальных проектов и практик по профориентации, в первую очередь для «малых» поселков, может стать точкой роста для реализации национального проекта.
Задачей национального проекта «Успех для каждого» является развитие наставничества. Система нетворкинга, «полезных связей», – составляющая профориентационной работы Надымского района. Практика наставничества формируется в рамках муниципальных сетевых проектов, которые рассматриваем как потенциальные точки роста:
Таким образом, участие социальных партнеров, работодателей, учреждений профессионального образования в реализации задач развития наставничества – действующая практика в Надымском районе.
Драйверы роста видим в развитии муниципальных практик, реализации профессиональных программ и полномасштабном участии в современном движении «ДжуниорСкилс», в котором наставничество может быть реализовано с разных позиций «ребёнок – работодатель», «ребёнок – мастер», «ребёнок – учитель», «ребёнок – ребёнок».
Рассматриваемые потенциальные точки роста создадут профессионально-ориентированное пространство, позволяющее обеспечить построение ребёнком мотивированной «Я-концепции»; индивидуальную траекторию профессионального самоопределения в соответствии с выбранными предпочтениями и запросами рынка труда; готовность всех субъектов образовательного процесса работать в «сети».