Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – ...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – ТОЧКИ РОСТА И РАЗВИТИЯ


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – ТОЧКИ РОСТА

И РАЗВИТИЯ

 

Марченко Людмила Михайловна,

начальник Департамента образования

Администрации муниципального образования

Надымский район

 

Развитие системы самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, наставничества – задачи национального проекта «Успех каждого ребенка», которые в системе образования Надымского района предполагаем решать с опорой на актуальный опыт и сложившуюся систему.

За последние 5 лет работа по профориентации из отдельных точечных и локальных управленческих и педагогических действий оформилась в систему.

Комплекс профориентационных событий – многоуровневый, решает социально-педагогические задачи, основан на преемственности мероприятий от дошкольников до выпускников 11 классов. В процессе их подготовки и проведения участвуют как субъекты образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги), так и работодатели, социальные партнеры.

Приоритет отдаем сетевым мероприятиям практико-ориентированного характера внутри системы (детский сад – школа – центры дополнительного образования), и во внешнем контуре (школа – вуз, школа – предприятие).

Психолого-педагогическое сопровождение, профконсультирование организуем непрерывно, начиная с изучения личности учащегося, создания необходимых условий для её самореализации во всех сферах деятельности, до формирования психологической готовности и способности к профессиональному самоопределению, адаптации в социуме.

Районный опыт проектного управления, действующая система профориентации сформировали муниципальные практики, которые мы рассматриваем как потенциальные точки роста для реализации национального проекта. 

Ресурсом для развития видим ключевые события, получившие положительный опыт в учреждениях образования, которые решают комплекс задач: мотивация к самоопределению, мобильность процесса обучения и развития обучающихся, формирование компетенций.    

При разработке профориентационных действий выбирали формы работы, ориентированные на особенности детей поколения Z, принципы геймификации с учётом территориальных особенностей района, готовности субъектов образования к сетевому взаимодействию, оптимального использования имеющихся и потенциальных ресурсов. Благополучателями событий являются родители, обучающиеся, педагоги и работодатели.

Несколько примеров.

Ежегодный форум для родителей, где решаются вопросы просвещения, согласования взглядов родителей и детей на определение будущей профессии (пока общность взглядов в одном – престижность профессии, при этом ребёнок ориентируется на творчество и свободу, взрослые – на стабильность и статус).

Второй год реализуется сетевой проект на развитие системы ранней профориентации «Технопарк ''Энигма'' – дорога к профессии» на базе «Центра детского творчества», где работают 3 интерактивные площадки: «Транспорт», «Медицина», «Звукорежиссура» и проводятся учебно-ознакомительные практики: «Экологические исследования», «Робототехника+», «Спортивная робототехника», «Обучение радиотехнике и электронике».  В 2019 году более 400 дошколят подготовительных групп из 8 детских садов стали участниками практических площадок.

Приращение системы произошло в прошлом учебном году в рамках сетевого проекта «Парк профессий» для детей дошкольного возраста. На базе 6 детских садов созданы центры сюжетно-ролевых игр по 16 профессиям. Организовано погружение детей в элементарные профориентационные практики, отработан механизм взаимопосещений зон. В летний период, передвигаясь из садика в сад 357 дошколят приобрели на созданных профзонах первоначальные представления о работе людей разных профессий.

Определённый потенциал для развития системы профориентации получили в рамках сетевого проекта «ПрофГид» для школьников начального и среднего звена. В рамках проекта в каникулярное время на базе 6 школ организована работа стационарных и мобильных демонстрационных площадок по 10 востребованным для школьников профессиям, отработан механизм взаимопосещений практико-ориентированных мастер-классов на основе предварительного запроса детей.

Значимый результат вышеназванных системных событий – в формировании вариативного поля для профессиональных проб и мотивации обучающихся к активному самоопределению, привлечению ресурсов сети. В рамках проектов формируется практика активного использования интернет-ресурсов для содержательного наполнения, создания электронных навигаторов, кейсов, баз данных и др. Более 4000 обучающихся из 17 школ района в прошедшем году уже приняли участие в 12 онлайн-уроках проекта на федеральном портале «ПроеКТОриЯ». 

Существующие системные мероприятия логично дополняются новыми сегментами, в том числе проектами «ПроеКТОриЯ» и «Билет в будущее».

Таким образом, драйверами развития видим эффективные муниципальные практики, построенные на активном сетевом взаимодействии, включении труднодоступных учреждений в сетевую проектную деятельность, взаимообогащении, оптимальном использовании ресурсов. Считаем, что разработка и реализация межмуниципальных проектов и практик по профориентации, в первую очередь для «малых» поселков, может стать точкой роста для реализации национального проекта.

Задачей национального проекта «Успех для каждого» является развитие наставничества. Система нетворкинга, «полезных связей», – составляющая профориентационной работы Надымского района. Практика наставничества формируется в рамках муниципальных сетевых проектов, которые рассматриваем как потенциальные точки роста:

  • уже названные проекты «Технопарк – дорога к профессии» и «ПрофГид» для работы с обучающимися, проведения мастер-классов подключают ресурсы учреждений и предприятий города (ГКУ «Управление аварийно-спасательной службы Ямало-Ненецкого автономного округа», МАУ муниципального образования г. Надым «Бизнес-инкубатор», Надымская студия телевидения, ГКУ ЯНАО «Научный Центр изучения Арктики», «Музей истории и археологии г. Надыма», «Дом природы» и др.).
  • сетевой проект «Детское тьюторство» позволил получить опыт наставничества старшеклассников над дошкольниками в приобретении элементарных навыков по современным профессиям, связанным с it-компетенциями. 
  • в системе образования функционируют 7 корпоративных классов. Это пример наставничества и введения в профессию работодателями. Процесс взаимодействия выстроен по принципу «ребёнок – наставник-мастер».
  • на принципе «ребёнок – учитель-мастер» апробировано сотрудничество школ с организациями высшего образования. Довузовское обучение в рамках реализации 4 профессиональных программ (Центр образования) и вузовских элективных курсов – пример не только организации групповой работы, но и наставничества в процессе осуществления проектной деятельности.

Таким образом, участие социальных партнеров, работодателей, учреждений профессионального образования в реализации задач развития наставничества – действующая практика в Надымском районе.

Драйверы роста видим в развитии муниципальных практик, реализации профессиональных программ и полномасштабном участии в современном движении «ДжуниорСкилс», в котором наставничество может быть реализовано с разных позиций «ребёнок – работодатель», «ребёнок – мастер», «ребёнок – учитель», «ребёнок – ребёнок».

Рассматриваемые потенциальные точки роста создадут профессионально-ориентированное пространство, позволяющее обеспечить построение ребёнком мотивированной «Я-концепции»; индивидуальную траекторию профессионального самоопределения в соответствии с выбранными предпочтениями и запросами рынка труда; готовность всех субъектов образовательного процесса работать в «сети».

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт