ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ И ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ЭТАП ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Емельянова Наталья Леонидовна,
учитель физики муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3»,
г. Новый Уренгой
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Новый Уренгой ориентирована на обучение, воспитание и развитие обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путём создания адаптивной педагогической системы. Школа обладает достаточными информационными, методическими, кадровыми, организационными и материально-техническими ресурсами для внедрения инновационных образовательных процессов и программ.
В течение последних 6 лет МАОУ СОШ № 3 г. Новый Уренгой ЯНАО ведёт исследовательскую работу в области проектирования пространственно-предметной среды школы. В течение нескольких лет разрабатываем методики использования новых технологий в проектной деятельности, апробируем технические решения и учебные задачи. Закономерным развитием исследовательской работы стало создание на базе школы естественнонаучной лаборатории (Таблица 1).
При организации деятельности естественнонаучной лаборатории мы исходили из того, что реализация учебно-познавательной деятельности обучающихся «требует не только собственно действий от ученика, но и широкого контекста вокруг этой деятельности для проявления им выбора, свободы и творчества, т. е. необходимо создать, во-первых, информационно-развивающую среду, во-вторых, в этой среде дополнительные процедуры, чтобы вызвать субъектность ученика к жизни, «включить его в процесс» [2.1, с. 3].
Актуальность создания лаборатории определяется:
1) необходимостью развития высокотехнологичной информационно-образовательной среды ОО в связи с появлением новых составляющих (высокотехнологическое оборудование для изучения процессов, происходящих в природе);
2) изменением приоритетов в современном образовательном процессе, в частности в модернизации технического направления;
3) необходимостью объединения усилий ОО города в интеграции проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс;
4) востребованностью различных форм профориентационной деятельности участниками образовательных отношений для дальнейшего самоопределения обучающихся.
Задачи естественнонаучной лаборатории:
Перспективы проведения мероприятий в рамках деятельности естественнонаучной лаборатории: расширение охвата участников образовательных отношений, вовлечённых в проектно-исследовательскую деятельность с техническим уклоном, корпоративное повышение квалификации педагогов в данной области, создание системы сетевого взаимодействия школ города при реализации сложных технических проектов, проведение профессиональных проб естественнонаучной направленности.
Таблица 1
Идея проекта |
Сегодня |
В результате деятельности естественнонаучной лаборатории |
Проблема: 1. Развитие проектно-исследовательской работы в школах ограничивается существующей в ОО МТБ. 2. Недостаточный уровень профессиональных компетенций педагогических работников по организации исследовательской деятельности в школе по физике. 3. Низкий уровень детских исследовательских работ по физике, химии, биологии, географии, представляемых на различных конкурсах и конференциях. 4. Низкий уровень профессионального самоопределения у выпускников школ |
Решение: 1. Использование нового оборудования для проведения исследовательских работ. 2. Организация сетевого взаимодействия по использованию МТБ учреждения, оснащённого современным оборудованием. 3. Повышение профессиональных компетенций педагогов путем включения в систему методических семинаров, мастер-классов, проводимых педагогами МАОУ СОШ № 3. 4. Повышения уровня профессионального самоопределения школьников за счёт погружения в систему профессиональных проб
|
|
Особенность развития ОО |
1. МАОУ СОШ № 3 – пилотная площадка по опережающему введению ФГОС СОО; 2. Осуществляет профильное обучение через реализацию корпоративного проекта «Роснефть-класс»; 2. Входит в Федеральную образовательную сеть «Школьная лига РОСНАНО» (статус Школа-участник); 4. Заключено соглашение с ООО «Федеральная торговая площадка» – «Школьные наукограды инженерного и технического творчества учащихся» |
МАОУ СОШ № 3: - муниципальная площадка по проведению Всероссийского турнира юных физиков; - городская лаборатория естественнонаучного цикла; - центр развития профессиональных компетенций педагогов по организации исследовательской деятельности учащихся; - победа в конкурсе практик и моделей профориентационной деятельности в рамках проекта «Билет в будущее» в номинации «Модели и технологии профориентации, направленные на повышение осознанности выбора профессии у детей» |
Организация городских мероприятий |
Для учащихся: городская профориентационная игра «Своя игра» для 9-х классов (математика, физика, химия). Для педагогов: проведение городских семинаров и мастер-классов для учителей математики, физики |
1. Методические семинары для педагогов по повышению профессиональных компетенций, обучению использования нового оборудования. 2. Работа естественнонаучной лаборатории для проведения исследований обучающимися школ города по графику. 3. Проведение городского Турнира юных физиков. 4. Проведение профессиональных проб естественнонаучной направленности |
Материально-техническая база |
- Цифровая лаборатория естественно-научного цикла [3.1]; - 3D-принтер; - STA(НТИ)-студия; - 16 мобильных классов; - переносной купольный мультимедиа-центр; - хроматограф газовый «Хроматэк-Кристалл 5000» [3.2]; - оборудование для проведения конференц-связи, отдельная линия ИНЕТ |
Оборудование 3BScientific: - полимеразная цепная реакция (метод молекулярной биологии); - набор для экспериментов «Осмос и диффузия»; - камера для электрофореза S; - микроцентрифугаPiccola; - учебный кейс «Анализ почвы» Visocolor; - набор для изучения физиологии органов чувств; - набор для экперимента «ДНК-дактилоскопия» (генетическая дактилоскопия) [3.3] |
Целевые группы:
Обучающиеся – изучение перспективных технологий в интеграции с школьным образованием, дополнительные возможности сформировать техническую культуру, персональную систему ценностей с осознанным выбором пути и профессиональных предпочтений, участие во Всероссийском турнире юных физиков.
Руководящие и педагогические работники – участие в корпоративном повышении квалификации по использованию современных технологий (мастер-классы, семинары, педагогические мастерские, в том числе в режиме видеоконференции).
Партнёры-вузы: научное сопровождение проекта.
Сетевые партнеры – школы города: развитие проектно-исследовательской деятельности в ОО, расширение проектных возможностей за счет использования МТБ партнеров.
Партнеры школы по реализации проекта:
В качестве рисков при реализации проекта рассматриваются следующие факторы:
Для минимизации вышеуказанных рисков необходимо: