«ПРОФФОКУС»: ОТ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
В МИР ПРОФЕССИЙ
Баглык Валентина Степановна,
учитель начальных классов
муниципального общеобразовательного
учреждение начальная школа поселка Харп
Начните заниматься тем, что вам нравится, и вам не придётся работать ни одного дня в жизни.
Конфуций
В настоящее время основной и важной проблемой становления успешной и востребованной личности, является отсутствие знаний у выпускников о современных профессиях, а также отсутствие практико-ориентированного подхода в ознакомлении школьников с миром профессий. Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии, как одна из важных задач школьного обучения и воспитания в МОУ начальная школа п. Харп осуществляется через реализацию проекта «ПРОФфокус», который позволяет связать урочную, внеурочную деятельность, а также работу летнего пришкольного лагеря в единое образовательное пространство.
Необходимость профориентации в начальной школе
Как правильно выбрать подходящую профессию и найти свое дело в жизни? Оказывается, это достаточно сложная задача для многих молодых людей. Доктор психологических наук, профессор Л. А. Головей утверждал: «Выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи, причём задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов» [2.1.].
Профориентация «… она развивается по мере того, как меняются представления общества о целях, задачах, формах, методах и, вообще, о сущности профориентации»[1.1.].
Профессиональное самоопределение – это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии.[2.2.]. Проще говоря, профориентация – это помощь в профессиональном самоопределении.
Содержание и структура профориентационной работы в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.
Психологи считают, что база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий, в возрасте от 2,5–3 до 10–11лет, а это еще задолго до подросткового возраста. На этой стадии создается наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Поэтому важное место в работе по профессиональной ориентации принадлежит младшему школьному возрасту.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств, но и уже утрачивает детскую непосредственность в поведении. Учение для него – значимая цель. Именно в этот период ребёнок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, проигрывает, представляет. Ребёнок в игровой форме познает мир профессий, основываясь на наблюдениях за взрослыми.
В этом возрасте, когда познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять представление о различных профессиях. В процессе развития ребёнок обогащает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Целью профессиональной ориентации в начальной школе через реализацию проекта «ПРОФфокус» является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.
Деятельность осуществляется через включение в процесс профориентации не только всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов и специалистов школы), но и представителей учреждений посёлка (МДОУ «Жемчужинка», МДОУ «Улыбка», ДДТ «Левша», ГБУ ЯНАО «Мядико», РМЦ п. Харп, УТСЗН п. Харп, МОУ ШКОЛА п. Харп и др.).
Формы профориентационной работы
Формы профориентационной работы в начальной школе достаточно разнообразны: это беседы и встречи детей с мастерами своего дела, экскурсии на различные предприятия и виртуальные экскурсии, праздники, выставки и конкурсы детских поделок, рисунков, сочинений, костюмированные презентации профессий, проекты, исследовательские работы, сюжетно-ролевые игры, классные часы, акции, тематические недели, месячники и др.
При проведении мероприятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Во время игр дети учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам, получают коммуникативные навыки.
Как во время уроков, так и во внеурочное время ребятам предлагается материал в виде игр, упражнений, направленных на формирование устойчивых профессионально ориентационных установок. Погружаясь в ту или иную профессию, дети не только обогащают свои знания и представления о мире профессий, но и имеют возможность исследовать и пробовать себя в различных областях взрослой жизни.
Профориентация через урочную, внеурочную деятельность и деятельность летнего лагеря
В процессе обучения в школе учебные предметы используются как возможность формирования у школьников положительного интереса к труду взрослых. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом успешно осуществляется на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, ОРКСЭ, а также на внеурочных профессионально ориентированных занятиях.
На уроках русского языка и литературы, работая с художественными и научными текстами, обрабатывая информацию в интернете, на страницах учебных книг, словарей, журналов и других печатных изданиях, дети формируют реальные представления об изучаемой профессии, об истоках её возникновения.
На уроках математики знакомство с профессиями осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при выполнении вычислений, где дети отвечают на вопрос: «Для чего это необходимо знать?» или «Где это я могу применить?».
А уроки окружающего мира, технологии, ИЗО, внеурочные занятия являются малыми тренировочными площадками для реализации профессиональной деятельности.
На классных часах, внеурочных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют загадки и стихи о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах, сюжетно-ролевых играх, акциях, встречах.
Понимание детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого участника образовательного процесса. Решение этой задачи – это сотрудничество с родителями. Родители являются активными участниками в организации и проведении различных встреч, конкурсов, проектов, исследовательских работ, концертов, приглашаются для встреч и рассказа ребятам о своей работе.
Летний пришкольный лагерь является не только одной форм организации свободного времени детей, но и пространством для формирования представлений о мире профессий в условия, максимально приближенных к реальным. Ребята имеют возможность не только исследовать, но и полностью погрузиться в профессии, проявляя активность, самостоятельность и ответственность в различных мероприятиях (квесты, мастер-классы, экскурсии, встречи, соревнования, командные игры, викторины, конкурсы и др.).
Таким образом, в условия единого образовательного пространства через реализацию проекта «ПРОФфокус» у ребят накапливается богатый запас знаний о профессиях, формируется положительный интерес к познанию и исследованию как самого себя, так и окружающего мира.
Успешность практики или эффективность реализации
Степень успешности и эффективности реализации проекта определяется по следующим критериям:
налажена работа с социальными партнерами, а именно предприятиями поселка;
78 % обучающихся имеют представления о современных профессиях;
835 обучающихся 4-х классов успешно выполнили задания ВПР, связанные с профессиями;
100 % детей, посещающих пришкольный лагерь, имели возможность применить полученные знания на практике;
рост интереса к профессиям своих родителей;
изучение профессий, востребованных на Ямале.
Обучающиеся школы являются победителями и призерами творческих конкурсов, акций, выставок школьного, муниципального, регионального уровней (таких как «Все краски Ямала», «Посылка солдату», «Тетрадка дружбы», «Связь поколений»).
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.
Перспективы:
Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения и воспитания.
Список использованных источников
1.1. Дусь, Т. Э. Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Э. Дусь. – Омск, 2004.