ПРОФИСКАЗКА – НОВЫЙ ФОРМАТ ПОГРУЖЕНИЯ
В МИР ПРОФЕССИЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Усик Ирина Николаевна,
заведующий муниципальным дошкольным
образовательным учреждением
детский сад «Буратино»,
с. Красноселькуп
Сегодня уделяется большое внимание ранней профориентации. Данное направление чётко прописано в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка», который реализуется в рамках национального проекта «Образование».
Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.
Страна детства удивительна. В ней дети мечтают о своём будущем, например, кем быть? Свои мечты воплотить в мир: сегодня ты врач, завтра банкир и даже президент. Уже в возрасте 4 лет ребёнок способен ответить на вопрос, кем бы он хотел быть. Поэтому дошкольный возраст – это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения в обществе. В настоящее время профориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием профессий. Поэтому педагогический коллектив детского сада определил основные пути работы по данному направлению. В 2018 году проектным советом разработан долгосрочный инновационный проект «Навигатум: в мире профессий», получивший Грант главы района муниципального образования Красноселькупский район.
Инновационной идеей проекта является знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий через отраслевой подход в игровой развивающей среде.
Уникальной методической основой для разработки мероприятий по профориентации для педагогов стал методический комплекс игровой развивающей среды «Навигатум в мире профессий».
В чем же заключается методика игровой развивающей среды?
Педагогическая целесообразность игровой развивающей среды заключается в том, что освоение программы происходит с применением особого инструмента – профориентационной сказки. Профисказки расширяют кругозор, отвечают на детские вопросы «как это устроено?» и «как это делается?». Это истории, в которых раскрывается технологический процесс и показывается взаимосвязь профессий. Фактически, такой «отраслевой» подход закладывает у ребенка фундаментальные основы представлений об устройстве мира, даёт знания о существующих видах деятельности и профессиях. Взаимосвязь профессий внутри отрасли и взаимосвязи между отраслями рождает основу для системного восприятия картины мира.
Для того чтобы чтение книги вслух было интересным и было легко поддерживать внимание детей, педагоги используют карту «Взросляндия», которая используется на вводных занятиях, в игровой форме позволяет изучать различные отраслевые направления, позволяет моделировать игровую ситуацию через постановку игровой задачи.
Карта – это связный, системный взгляд на все виды трудовой деятельности. Игры и занятия с картой дают ребёнку изначально правильное представление о мире профессий и труда.
Из сюжета профисказки вытекает набор сюжетно-ролевых игр о профессиях и отраслях. Как правило, это самостоятельные и индивидуальные игры (без вмешательства воспитателя).
Для подробного изучения профессий, их атрибутов, функционала, а также для проведения непосредственно образовательной деятельности по другим темам о работе и труде (что такое труд? зачем люди трудятся?) педагоги используют мультсериал «Навигатум: в мире профессий».
Сначала просто вместе смотрят мультфильм. После просмотра мультфильма детям задают вопросы. Например, повар. Опишите его одежду, его рабочее место. А что он говорит? Какими инструментами пользуется? Мультфильмы пользуются особым успехом у детей!
Для получения положительного результата работы в группах созданы профориентационные центры «Кем быть», в которых подобраны развивающие и дидактические игры по ознакомлению детей с профессиями; атрибутика для сюжетно-ролевых игр; игровые комплекты для освоения социальных ролей и профессий, трансформируемые маркеры для сюжетно-ролевых игр для девочек и мальчиков, тем самым соблюдается гендерный подход. Созданные условия направлены на формирование позитивных установок к различным видам труда.
Очень важной частью работы считаем вовлечение родительской общественности в различные формы работы: День родительских профессий, выпуск семейных газет, изготовление лэпбуков, оформление альбомов «Семейные династии» и т. д.
Результатом реализации проекта является повышенный интерес дошкольников о профессиональной сфере взрослых людей. В сюжетно-ролевых играх дети активно используют знания о людях разных профессий.
Данные наблюдения дают основания полагать, что использование профисказок даёт положительный результат. С помощью отраслевого подхода у детей расширяется кругозор и умение описания технологического (производственного) процесса отрасли.
Опыт работы детского сада по реализации проекта представлен на муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года-2019», окружном конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель Ямала-2019», в региональном конкурсе на лучший видеоролик по популяризации рабочих профессий «Все профессии важны, все профессии нужны» (проводился Торгово-промышленной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа).
В 2019 году обозначен новый вектор развития проекта: создание в детском саду Лаборатории профессий, которая будет разделена на блоки, согласно профессиональным отраслям и возрасту детей.
Список использованных источников
1. Смирнов А., Новак В., Кравченко А. Профисказки «Навигатум: в мире профессий». – М.: «Onebook.ru», 2016.
2. Смирнов А. Ю. Методические рекомендации по работе с игровой развивающей средой «Навигатум: в мире профессий». – М.: ООО «Кинокомпания ПАРАМУЛЬТ», 2017.
3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. – М., 1988.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? – Издательство ГНОМ и Д, 2010.
7. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. – М., 2013.
8. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 3.