Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Реализация принципа преемствен...

Реализация принципа преемственности в УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова – условие для формирования образовательных результатов обучающихся начальной школы


Чумакина Людмила Ивановна
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №1»
г. Ноябрьск

Краткая аннотация

     В статье представлены некоторые результаты аналитической и практической работы педагога по использованию программ и УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова в аспекте реализации в них принципа преемственности в обучении младших школьников. Соблюдение принципа преемственности рассматривается как  необходимое условие для достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов. На примере одной из тем курса "Русский язык" в 1-4 классах  продемонстрирована преемственность в обеспечении средствами УМК требований ФГОС НОО. 

Реализация принципа преемственности в УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова – условие для формирования образовательных результатов обучающихся начальной школы.

     Система развивающего обучения Л.В. Занкова была введена в российскую школу в 1995-1996 гг. как параллельная государственная система начального обучения.

     На современном этапе развития российского образования ее важнейшая целевая установка, сформулированная более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка», в полной мере соответствует идеологии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося (2).

     Система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней (4).  Целостность учебных комплектов обеспечивается разработкой всех предметных линий на основе единых дидактических принципов.  

     Работая по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, в 2012 году я участвовала в организованных ФНМЦ им. Л.В. Занкова  дистанционных семинарах «Достижение планируемых результатов   ФГОС НОО средствами курсов «Литературное чтение», «Русский язык», «Окружающий мир», «Математика» системы развивающего обучения Л.В. Занкова». Мною был выполнен ряд практических заданий по анализу образовательных программ и УМК системы Л.В. Занкова по всем предметным курсам в аспекте реализации в них принципа преемственности в обучении. Принцип преемственности является необходимым условием для достижения обучающимися не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов.

     Рассмотрим результаты анализа программы Н.В.Нечаевой по русскому языку и соответствующего ей УМК (учебники, рабочие тетради по русскому языку для 1-4 классов) с точки зрения соблюдения принципа преемственности на примере темы «Глагол».

     В основу  курса "Русский язык" заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.  Ведущая задача - развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия.  Цель обучения языку состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи (освоение коммуникативной функции языка). Курс характеризует яркая практическая направленность на пользование языком, на самостоятельную речевую деятельность. Правильность речи обеспечивают владение теорией языка и опыт речевого общения в устной и письменной форме. Всё это прослеживается в основных темах изучения курса в тот числе и в теме «Глагол».

     Изучение  темы «Глагол» начато в 1 классе (упр. 114 – 135), где учащиеся знакомятся со словами, обозначающими действия предметов, учатся выделять их в речи, в тексте, подбирать слова-действия к словам-предметам, выделять их в тексте двумя чертами. Продолжено изучение данной темы  во 2 классе (например, упр. № 217 – 237), где учащиеся определяют грамматические признаки и роль глагола, наблюдают изменения глаголов по родам и числам  (в форме прошедшего времени).  В 3 классе (учебник  1 часть) учащиеся изучают изменение форм глагола: форм времени, числа и рода.    В   4 классе (учебник 1 часть) ознакомление с темой продолжается на более высоком уровне, к которому ученики уже подготовлены в достаточной степени: грамматические признаки глагола, неопределённая форма глагола, правописание глаголов, лицо глагола, спряжение глагола. Комплект составлен таким образом, что программа 4 класса не  перегружена массивом нового материала, содержание новых знаний позволяет  учащимся увидеть работу известных им языковых средств в самых разнообразных ситуациях устной и письменной речи и, активно используя известное в практике речи, закрепить полученные в начальной школе теоретические знания и практические навыки. Совершенно новыми, обязательными для усвоения темами являются «Лицо глагола», «Вид глагола», «Спряжение личных глаголов и их правописание».

     Практика показывает, что источником частых ошибок при определении спряжения глагола с безударным личным окончанием является неправильный подбор неопределенной формы глагола. Например, правописание окончания глагола «решаешь» проверяют неопределенной формой «решить», а не «решать». Для предупреждения этой ошибки обычно в начальных классах учат различать глаголы по вопросам что делать? что сделать? Таким образом, по сути, вводится различение глаголов по виду, но только по его формальному признаку, упускается существенный признак – значение вида, с чем мы и знакомим  четвероклассников  (ч. 2, с. 10): глаголы несовершенного вида обозначают незаконченные действия и отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида обозначают законченные действия и отвечают на вопрос что сделать?  Важно отметить, что подготовка к восприятию этого материала была заложена в 3 классе, когда дети познакомились с неопределенной формой глагола и вопросами что делать? что сделать? Тогда же они учились правильно подбирать начальную форму глагола к данным личным глаголам или к глаголам прошедшего времени, ориентируясь на вопрос.

     В 4 классе при возвращении к изучению склонения существительных (первый этап его усвоения был в 3 классе) дети активно исследуют словосочетание: глагол + существительное. Этот материал позволяет провести сравнение форм, с одной стороны, настоящего и простого будущего времени, с другой – прошедшего времени. А при изучении местоимений ученики вплотную подходят к открытию связи между местоимением и формой глагола.  Далее сделан следующий шаг: за четыре параграфа до изучения спряжения глагола вводится понятие «Вид глагола». Вся работа по этому параграфу подчинена достижению двух основных целей: 1) «развести» по свойственным им грамматическим признакам глаголы прошедшего времени и глаголы настоящего и будущего времени; 2) продолжить учить школьников подбирать к данным глаголам начальную форму, не допуская ошибок в подборе вида глагола (повторяешь – что делаешь?, действие еще длится, начальная форма что делать? повторять, но не повторить что сделать? действие уже закончилось. При этом ребенок имеет возможность опереться не только на формальное выражение вида – вопрос, но и на смысл этого грамматического признака, важного для усвоения алгоритма выбора буквы безударного гласного в личном окончании глагола, – действие еще совершается, длится или оно уже закончилось. В системе упражнений нашли отражение следующие важные при работе с личными глаголами моменты: различение подходов определения спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями; выделение случая определения спряжения у глаголов в неопределенной форме (вначале определи личные формы: в случае ударных личных окончаний по ним и определяй спряжение, в случае их безударности – возвращайся к неопределенной форме и только тогда доверяй ударному глагольному суффиксу, в случае его безударности – смотри в словарь (с. 168 учебника).  Отработать эти действия необходимо для того, чтобы дети правильно определяли спряжение и в таких «провокационных» словах, как «спать» (спишь, спят – II спр.), «перешить» (перешьёшь, перешьют – I спр.). Далее задания на эту тему включаются во все последующие разделы учебника, чем и обеспечивается успешное усвоение материала. Введение существенного признака вида (еще одной опоры)  значительно повышает возможности по усвоению детьми труднейшей орфограммы в начальных классах. 

     Материал  рабочих тетрадей  по русскому языку под редакцией Н.В. Нечаевой тесно связан с задачей совершенствования навыков правописания, закреплением и применением теоретических знаний в новых условиях – на практике. 

     Таким образом, учебный материала подаётся последовательно («от легкого к трудному»), что обеспечивает доступность и посильность обучения.  Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи. Как во всём построении курса, так и в изучении отдельных тем   прослеживаются концентрический принцип и  принцип преемственности и перспективности.   Концентрический принцип способствует изучению основных тем в несколько этапов, возвращению к ним на более высоком и углублённом уровне обобщения и практического применения подачи материала. Специфика  курса «Русский язык» требует для реализации преемственности и перспективности учета связи изучаемого материала. Учебный материал каждого последующего года обучения тесно связан с материалом предыдущих лет обучения и логически продолжает его. Это чётко прослеживается и в учебниках и в рабочих тетрадях.

     Содержание курса разработано в соответствии с требованиями ФГОС и  Примерной  программой  по  русскому  языку  для  начальных классов  и  направлено  на  достижение  обучающимися  метапредметных  и предметных результатов. Авторы УМК (Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева) определили цели  изучения русского  языка таким образом:  1) формирование  коммуникативной  компетентности  учащихся  –  развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; 2)  формирование  у  учащихся  представлений  о  языке  как  составляющей целостной  научной  картины  мира,  ознакомление  с  основами  науки  о  языке  и формирование на этой основе мышления школьников.

     Предметная  линия  «Русский  язык»  предполагает  широкое  использование заданий  на  коммуникацию,  пристальное  внимание  к  значению  всех  языковых единиц,  к  их  функции  в  речи,  обучение  культуре  речи,  формирование  умений  и навыков  в  ситуациях,  актуальных  для  практики  общения  младших  школьников, овладение речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т.п.). 

     Выдвижение  на  первый  план  цели  развития  речи  младшего  школьника (целостное  представление  языка  и  речи)  создает  реальные  условия  как  для достижения  функциональной  грамотности  обучающихся,  так  и  для  духовно-нравственного развития и воспитания школьников, для их личностного развития, для формирования метапредметных и предметных умений (1). 

     Рассмотрим некоторые условия достижения метапредметных результатов.     Воспитанию  патриотизма,  ценностного  отношения  к  культурно-историческому  наследию  своего  народа,  русскому  языку;  осознанию  своей этнической  и  национальной  принадлежности,  уважительного  отношения  к культуре других стран и народов способствует сам факт изучения русского языка как  языка  межнационального  общения  в  Российской  Федерации.  В  учебниках представлены  тексты,  посвященные  России,  ее    культуре,  а  также  литературные произведения классической и современной детской литературы, которые знакомят ребенка с культурным наследием России и воспитывают чувство гордости за свою родину. При изучении разных тем предлагается сравнить факты русского языка с фактами  родного  языка  учеников  нерусских  национальностей,  дети  знакомятся  с некоторыми  фактами  исторических  изменений  в  русском  языке,  с  ролью устаревших слов в художественных произведениях, проникают в этимологию слов, прослеживают  продуктивность  связи  современного  русского  языка  с историческими корнями и с языками других народов. Воспитание  трудолюбия,  творческого  отношения  к  учению,  труду происходит  через  анализ  текстов,  раскрывающих  особенности  литературного труда,  труда  артиста,  художника,  а  так  же  через  собственную  творческую деятельность.      Воспитание  ценностного  отношения  к  прекрасному,  формирование представлений  об  эстетических  идеалах  и  ценностях  происходит,  когда учащиеся  анализируют  художественно-эстетические  особенности,  вникают  в замысел  текстов  классиков  русской  и  современной  детской  литературы.  Обращение к таким текстам способствует обогащению речи ребенка, воспитанию ценностного отношения к языку как уникальному коммуникативному средству. 

     Предметные  умения,  формируемые  при  работе  с  учебниками законченной  предметной  линии  «Русский  язык», выделены  в  соответствии  с Примерной основной образовательной программой по русскому (родному) языку и целями данного курса.

     Цели преподавания русского языка достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи  между  целью  речи,  ее  содержанием  и  средствами  –  лексикой, грамматикой,  звуками  и  буквами  –  в  различных  речевых  ситуациях  устного  и письменного  общения  и  приобретения  необходимых  навыков  пользования языковыми средствами. 

     В  программе  всех  классов  рассматриваются  следующие  темы:  признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи,  соотнесение  звукового  и  буквенного  состава  слов.  Стержневая  тема  всего курса  –  лексическая,  грамматическая  сочетаемость  слов  и  средства,  которые осуществляют  эту  связь:  порядок  слов  в  предложении,  формы  слов,  служебные слова, интонационные средства, местоимения, синонимия. Наиболее продуктивно это  направление  реализуется  на  уровне  словосочетаний,  предложений  и  текстов при  постоянном  сравнении  смысла  разных  вариантов  высказываний  в  устной  и письменной  речи,  в  разных  речевых  ситуациях:  реальных,  литературных, воображаемых.

     Развитие речи. Ученики постоянно проводят работу по анализу типа, стиля, жанра текста и его языковых и лексических особенностей; определяют тему, идею текста,  придумывают  (анализируют)  заголовок;  анализируют  его  структуру  и составляют  план;  анализируют  средства  связи  между  частями  текста,  между предложениями в каждой части. Школьники анализируют функции таких средств связи слов и выражения мысли, как формы слов, служебные слова, порядок слов, интонация; сжимают и расширяют тексты; преобразовывают тексты, пунктируют его;  пишут  ответы  на  вопросы,  миниатюры,  объявления,  афишу,  рекламу, поздравительные открытки, сочинения.

     Освоение  системы  языка,  орфографии  и  пунктуации.  Теоретическую основу для решения этой задачи составляет изучение всех разделов русского языка (фонетики,  графики,  орфоэпии,  лексики,  морфемики,  морфологии,  синтаксиса), практическая  ее  реализация  осуществляется  при  выполнении  заданий, предложенных  в  учебниках,  а  также  в  результате  собственной  литературной деятельности  школьников.  Материал  структурирован  так,  что  одно  и  то  же языковое  явление  рассматривается  с  разных  точек  зрения,  чем  обеспечивается многоаспектность  анализа:  учащиеся  устанавливают  всевозможные  связи; раскрывают  новую  роль  уже  известного,  придавая  системность  добываемым знаниям.  Многоаспектность  анализа  языкового  материала  в  свою  очередь обеспечивает  реализацию  системно-деятельностного  подхода,  индивидуализацию обучения, а многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых  ситуациях  способствует    расширению  коммуникативных  возможностей учеников,  развитию  «чувства  языка»,  формированию  прочности  усвоения программного материала (3). 

     Таким образом, законченная предметная линия «Русский (родной) язык»,  преемственность и перспективность учета связи изучаемого материала создают  условия  для  личностного  развития  школьников,  формирования  умения учиться,  приобретения  предметных  умений,  что  поможет  им  получить социокультурный опыт и адаптироваться к следующему этапу обучения.  

Литература:

  1. Планируемые результаты начального общего образования / Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2010 г.  
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  3. ФГОС начального общего образования: опыт реализации / Петрова Е.Н., С.Г. Яковлева. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012г.
  4. Материалы сайта http://www.zankov.ru/

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт