РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
(ДУАЛЬНОГО) ОБУЧЕНИЯ С УЧАСТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ
Алексеева Лариса Филипповна,
заместитель директора по учебно-производственной работе
государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа
«Муравленковский многопрофильный колледж», г. Муравленко
Система подготовки и поставки рабочих кадров, востребованных на рынке труда, в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями может быть реализована в логике практико-ориентированного (дуального) подхода с участием предприятий.
В узком смысле, дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя. Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.
Для производства дуальное обучение – это:
Всё это способствует закрепляемости новых сотрудников и уменьшению текучести кадров.
Для обучающихся дуальное обучение – это:
Таким образом, при дуальном обучении для студентов создаются возможности для управления собственной карьерой.
В Муравленковском многопрофильном колледже развивается сотрудничество с компаниями по практико-ориентированному обучению.
В 2018/19 учебном году практико-ориентированное (дуальное) обучение по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» организовано в рамках соглашения о сотрудничестве между АО «СибурТюменьГаз» и колледжем.
В течение учебного года реализованы следующие этапы практико-ориентированного обучения студентов:
Студенты, успешно прошедшие все этапы отбора, трудоустраиваются на предприятие. В этом году из 15 студентов, прошедших практику, трудоустроились 5.
Весной 2019 года с Филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в городе Муравленко «Тепло» и ООО «Ноябрьскэнергонефть» заключены договоры об организации дуальной подготовки обучающихся очной формы обучения.
Следует отметить, что элементы дуального обучения присутствуют во взаимодействии с предприятием на протяжении ряда лет. Ежегодно профильные специалисты привлекаются к преподаванию дисциплин профессионального цикла; выступают в качестве экспертов на олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, участвуют в промежуточной и государственной итоговой аттестации выпускников, а также в подготовке участников регионального чемпионата Ворлдскиллс.
На период прохождения производственной практики за студентами закрепляется наставник, который является руководителем практики от предприятия.
Преподаватели и мастера производственного обучения колледжа проходят стажировку в условиях производства.
В настоящее время мы находимся на этапе проектирования дуального обучения:
Следующим этапом работы является обеспечение условий реализации образовательной программы в части формирования информационной образовательной среды: необходимо приобретение и внедрение электронных образовательных ресурсов, виртуальных тренажёров-симуляторов и другого контента, визуализирующего профессиональную деятельность.
Таким образом, практико-ориентированное (дуальное) обучение является точкой соприкосновения взаимных интересов предприятий и региональной власти в вопросах подготовки и поставки рабочих кадров для Арктики. Оно позволяет подготовить выпускника со знаниями, уровнем образования и опытом, которые соответствуют требованиям работодателей.