Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » С чего следует начинать работу...

С чего следует начинать работу с текстом. Механизм формирования навыка


Бурдина Марина Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1»
г. Ноябрьск

Краткая аннотация

     В статье «С чего следует начинать работу с текстом. Механизм формирования навыка» представлены элементы опыта педагога по формированию у обучающихся общеучебных навыков работы с текстовой информацией. На конкретных примерах раскрывается механизм решения учителем задачи научить детей понимать текст.  В основе механизма  - два основных  типа чтения - просмотровой и поисковый - и моделирование вопросов к разным видам информации в тексте. Дан примерный вопросник (модели вопросов), который может быть использован в работе с младшими школьниками на начальном этапе обучения их работе с текстом. Актуальность представленного опыта возрастает в условиях реализации междисциплинарной программы "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом" в рамках введения ФГОС ООО.

С чего следует начинать работу с текстом. Механизм формирования навыка

Стратегические нормативные документы, принятые в последние годы в сфере образования, особо подчеркивают важность формирования у учащихся общеучебных навыков и  компетентностных качеств. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков,  а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Как показывает многолетняя практика, принцип единства требований к формированию общеучебных навыков вовсе не мешает учителю заниматься своим предметом. Он очень удобен для ученика: не испытывает стресса, подстраиваясь к требованиям каждого учителя, видит преемственность историко-культурных и литературных процессов, накапливает опыт жизненно важных навыков в системе. Общеучебные навыки  надпредметны по своей природе. Систематическая работа над общеучебными навыками позволила рассматривать их как основу для формирования общеобразовательных компетенций.

Основное требование, предъявляемое к учащимся на международном тестировании,- умение  проявить компетентность в постановке и решении различных задач: способность человека результативно действовать в нетипичных ситуациях. Печальный итог участия наших школьников в тестах PISA известен. Специалисты, анализировавшие результаты, выявили ряд дефицитов в учебных умениях  наших школьников:

  1. Не сформированы различные типы чтения: просмотровой (ознакомительный), поисковый, с ориентацией на  отбор нужной информации.
  2. Нет навыков работы с составными текстами, когда информация представлена разными по жанру фрагментами, то есть необходимо сравнивать, сопоставлять и соединять.
  3. Нет привычки видеть детали.
  4. Не выработано умение сформулировать и переформулировать вопрос.

Одним словом, российские школьники  не умеют работать с текстовой информацией.

Успешность формирования общеучебных навыков и компетентностных качеств,  о которой говорится в нормативных документах российского образования, во многом зависит от структуры и содержания образовательного процесса. Возможность решения задач современного образования – объединение учебных дисциплин, в частности гуманитарных, в систему. А такая система становится основой для создания единства требований к формируемым умениям и навыкам.

Для того, чтобы помочь ученику приобрести компетентностные качества, нужно создать механизм формирования навыков. Это различные памятки, рекомендации, алгоритмы, банк моделей вопросов, которые позволяют ученикам применять навыки не только в ситуации их коллективного освоения в классе, но и самостоятельно. Часто наш ученик просто не знает, как нужно работать, что делать с материалом, вопросом или заданием.

Работа с различными механизмами формирования навыков сохраняет принцип преемственности; ученики, по разным причинам пропускающие занятия, могут быстрее освоить пропущенную тему и научиться выполнять соответствующие задания.

Формирование общеучебных навыков начинается с работы с текстовой информацией. Учитель должен быть готов сам использовать разные тексты, а не быть пленником адаптированных текстов, запрограммированных на донесение определенной информации. Такой подход не оставляет простора для творчества, поиска, рассуждения. Любой текст– своего рода посредник между автором и читателем. Задача учителя – научить понимать текст. С чего же должна начинаться такая работа? С четкого понимания, что существует два основных  типа чтения: просмотровой и поисковый. Для общего восприятия любого текста и понимания его в целом существует механизм – моделирование вопросов к разным видам информации в тексте. При первичном прочтении текста любого типа (научно-популярного, официально-делового, художественного)  обнаружим, что в каждом тексте содержится некий пласт информации, которую называют фактуальной. Данная информация помогает выделить ключевые образы, слова, общую информацию о тексте, выделить главное. Извлечь фактуальную информацию помогают репродуктивные вопросы. Репродуктивный вопрос должен начинаться со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда?

Сами вопросы требуют только воспроизведения информации. Это примерные вопросы, которые можно расширить, но и их достаточно, чтобы ученики поняли: ответы на них помогают не только удержать в памяти основную информацию текста, но и пересказать прочитанное. Кроме того, ученики убеждаются в том, что любой текст содержит информацию по предложенным вопросам. Это убеждение снимает страх перед текстом, позволяет его понимать, а не «зубрить».

Вторичное прочтение текста направлено на работу с дополнительной информацией, на умение видеть детали, понимать подтекстовую информацию, на умение связать детали с фактами, которые отметили при первом чтении, на умение соединить смысловые оттенки и определить главную мысль. На данном этапе работы с текстом необходимо задавать продуктивные вопросы, побуждающие мыслить. Они могут подразделяться на продуктивные (специальные):  можно ли считать (то-то) верным?    какие выводы можно сделать из…?  каковы поступков героев?  вопрос начинается с формулировки тезиса.

На продуктивные (разделительные): если известно…,то…?  если…,то почему…?  или…?

Учителю также следует использовать больше открытых, творческих вопросов, на которые можно представить несколько вариантов ответов и которые побуждают к дальнейшему диалогу: «толстые» вопросы, «Ромашка вопросов» Блума (интерпретационные, творческие, оценочные, практические), проблемные вопросы. На первых этапах преподаватель должен предоставить младшим школьникам «банк» вопросов (см. Приложение), определяющий затем зону поиска, направление в изучение материала. Помимо моделей вопросов учитель предлагает детям подсказки, помогающие «обнаружить» вопрос в тексте или то, что позволит им задать вопрос. Учащиеся должны прежде всего обратить внимание на противоречия, на непонятное, что-то удивительное, найти неубедительные аргументы, неоднозначные объяснения и т.п. Это будет побуждать ребенка задавать вопросы, вести диалог с автором и самим собой. В старших классах учащиеся уже должны уметь моделировать вопросы различных типов самостоятельно. Данное умение стимулирует мыслительный процесс ученика, помогает в самостоятельной работе над проблемным докладом, исследованием,  помогает не бояться участвовать в дискуссиях.

Текст1    (художественный текст- притча)

Одна устрица сказала своей соседке:

-Знала бы ты, какая нестерпимая боль гложет меня. Чувствую, как во мне растет что-то тяжелое и круглое. Прямо не знаю, куда деваться!

-Хвала небесам и морю, я-то никакой боли не чувствую. Грех жаловаться – здоровье у меня отменное, - самодовольно и надменно проронила в ответ вторая устрица.

В это время мимо полз краб. Заслышав разговор двух устриц, он сказал той, которая ни на что не жаловалась:

-Так-то так, здоровье у тебя и впрямь отменное, но страдание, которое терпит твоя соседка,- жемчужина редкостной красоты.

                                                                        

  1. Вопросы после первичного прочтения:

Где происходит действие? (Действие происходит на море)

Кто является героями притчи? (Героями притчи являются две устрицы, краб, жемчужина)

О чем ведут разговор герои притчи? (Герои притчи ведут разговор о жемчужине и здоровье)

Где рождаются жемчужины? (Жемчужины рождаются в устрицах)

В каждой ли устрице рождаются жемчужины? (Жемчужины рождаются не в каждой устрице)

Задание: сформулируйте в виде 1-2 предложений фактическую информацию текста. (Все события происходят на море.Из разговора двух устриц и краба мы узнаем о том, что жемчужины рождаются не в каждой устрице).

 

  1. Вопросы после вторичного прочтения:

Какой дополнительный материал мы узнаем о первой устрице? (специальный)(Испытывает нестерпимую боль, страдает, в ней растет что-то тяжелое и круглое).

Какой дополнительный материал мы узнаем о второй устрице? (специальный)(Не чувствует боли, отменное здоровье, самодовольная, надменная, в ней ничего не растет).

Какой дополнительный материал мы узнаем о крабе?(специальный)(Он объясняет причину страданий первой устрицы)

С какимиэмоционально окрашенными словами связано рождение жемчужины? (специальный) (Нестерпимая боль, страдание).

А в чем вы видите смысл связи деталей «редкостной красоты» и «нестерпимая боль»? (специальный) (Прекрасное, редкостное, талантливое всегда связано с болью, страданиями, муками, физическими и душевными).

Справедливо ли назватькраба мудрецом, если в притче об этом не сказано ни слова? (специальный) (Да, справедливо: именно в его словах звучит главная мысль притчи).

Если известно, что жемчужина рождается в устрицах, то почему она не появилась во второй устрице? Это воля случая, игра природы? (разделительный)(Это не игра природы и не воля случая. В холодном, бесчувственном, высокомерном не может родиться прекрасное).

Справедливо ли утверждение, что прекрасное связано со страданием? Приведите примеры из живописи, музыки, литературы.

 

Текст 2(научно-популярный текст)

Это случилось в Индии. Однажды западный ветер принес черную грозовую тучу, и бешеный ливень обрушился на землю. Но не только струи дождя лились на людей, а какие-то блестящие продолговатые предметы сыпались сверху. Вместе с дождем с неба падали рыбы, и люди, которые видели это чудо, опускались на колени. Они поднимали руки к небу и благодарили богов.

Американские ученые заинтересовались этим сказочным происшествием и выяснили, что это не единичный случай. Какие силы поднимают рыб в воздух? Почему потом водяные жители падают на землю?

Сильные ураганы, которые проносятся над океаном, поднимают рыб вместе с водой. Когда ураган преодолевает огромные пространства, его сила ослабевает, и поднятые им предметы падают на землю. Именно тогда из грозовых туч низвергается на землю рыбный дождь.

В разных местах земного шара выпадали дожди из водорослей, лягушек, мелких камешков, а в Горьковской области однажды выпал дождь из старинных монет.

 

  1. Вопросы после первичного прочтения:

Где происходят события?

Чем необычны дожди?

Какова причина таких осадков?

Кто объясняет причину происходящего?

  1. Вопросы после вторичного чтения:

Какова дополнительная информация к слову дождь? (Бешеный ливень, чудо, сказочное происшествие, не единичный случай,из старинных монет, рыб, лягушек, водорослей)

Если факт появления таких ливней объясним, почему они воспринимаются как чудо? На какие мысли наводит нас дополнительная информация о дожде?

(В природе много еще необъяснимого)

 

Приложение

                                       Примерный вопросник (модели вопросов)

  1. Первичное прочтение текста (ознакомительное) - получение фактуальной информации. !!!Задаются вопросы, которые помогают только воспроизвести информацию- репродуктивные вопросы.

Что вы узнаете из этого текста?

О чем сообщает данный текст?

На какие вопросы, читая текст, вы нашли ответы?

Кто или что описывается?

Кто действует? Что делает?

С кем нас знакомит автор?

Где и когда происходят действия, события?

Каким образом происходит действие или событие?

Что происходит в тексте?

О чем думает герой?

Почему, по какой причине это происходит?

Кто объясняет причину происходящего?

 

  1. Вторичное прочтение текста (поисковое, работа с деталями)- выход на идею текста

!!!Задаются вопросы, которые помогают выйти на идею текста, побуждают мыслить – продуктивные и проблемные вопросы.

Какая дополнительная информация о героях, событиях, явлениях содержится в тексте?

Выделите детали в тексте. Подумайте, как они связаны с фактами, которые отметили при первом прочтении?

Какие слова или предложения дают представления о характере героя?

Какие выводы можно сделать о герое по дополнительной информации, по его прозвищу и т. д.?

Можно ли поверить в то, что…?

Можно ли считать верным…?

Известно, что … Разве можно…? (Известно, что красноречие услаждает слух.Разве можно от красивой речи умереть?)

Если…, то…? (Если купец чувствовал, что лишается жизни, почему он все-таки не уходил

 

Используемая литература:

1.Ванюшева Н.Р. Материалы курса «Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы». М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2009

2.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Высшая школа, 1981

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Учимся понимать художественный текст: Задачник- практикум: 8-11 кл. М.:ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт