Сделай свой выбор: разнообразные формы профориентационных проб
Баязитов Дмитрий Олегович,
преподаватель государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Муравленковский многопрофильный колледж»,
г. Муравленко
Ситуация на современном рынке труда достаточно специфическая: предприятиям не хватает квалифицированных рабочих, при этом наблюдается избыток невостребованных специалистов с высшим образованием. В связи с этим в 2015 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был сформирован список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования.
В нашем регионе запущен проект «Рабочие кадры для Арктики», в который вошли 20 рабочих профессий из ТОП-50 российского списка и 10 арктических профессий.
Основной целью профориентационной работы в колледже является помощь учащимся в выборе своей будущей профессии, а также популяризация специальностей и рабочих профессий, востребованных в нашем регионе.
Ежегодно колледж проводит набор не менее чем по 4 профессиям и специальностям, кроме этого, в отдельные группы поступают студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Представление об идеальной системе профориентации и уровень её развития во всех странах мира отличается. Но в каждой профориентационной системе существует 3 обязательных компонента:
Профессиональная проба – это моделирование профессиональной деятельности, то есть знакомство с профессией на практике. Школьник пробует себя в конкретной профессии, чтобы не просто получить информацию, а сформировать субъективное представление о ней – «примерить» её на себя.
Что дает профессиональная проба?
Во время работы в реальной профессии школьник приобретает бесценный личный опыт:
Для привлечения абитуриентов в колледже проводится профориентационная работа в различных формах:
В Муравленковском многопрофильном колледже впервые в профессиональных пробах, проводимых в рамках IV Регионального чемпионата WorldSkills Russia, приняли участие воспитанники МБДОУ «Детский сад ''Непоседы''» (подготовительная группа «Колобок», возраст 6–7 лет).
С целью расширения возможностей для проб и определения индивидуальных траекторий профессионального развития на основе самостоятельного выбора школьников необходимо разнообразить формы работы с обучающимися, а именно применять:
1. Активное использование мультимедийных и информационных технологий.
2. Переход от пассивных методов работы к практико-ориентированным.
3. Активное использование в профориентации элементов различных форм, методов и стандартов международного движения «WorldSkills».
4. Использование современных игровых технологий, в том числе популярную у молодежи форму проведения досуга – квест.
5. Современные технологии информационного сопровождения профориентационной деятельности (социальные сети).
Совмещение усвоения информации и практической деятельности с получением результата деятельности позволяет сформировать стойкое, четкое понятие и представление о профессии. Поучаствовав в нескольких мастер-классах, тест-драйвах, посетив площадки чемпионатаWorldSkills, выпускники могут представить себя в профессии, понять, что им нравится больше, разобраться в своих способностях.
В профориентационной работе активно используется материально-техническое оснащение колледжа, в том числе виртуальные тренажёры и интерактивные комплексы, привлекаются профильные специалисты, имеющие опыт работы на производстве.
Профориентационная работа со школьниками, с одной стороны, готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с потребностями экономики в кадрах определенных профессий, с другой стороны, повышает привлекательность учреждений профессионального образования. Вся эта деятельность направлена не только на выбор профессии, но и на выработку сознательного и положительного отношения к труду у молодежи.